Требования к порядку лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлены в одноименном Положении, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации № 1128 от 28.07.2020 (далее — постановление Правительства РФ № 1128).

Среди лицензионных требований как к действующему лицензиату, так и к соискателю такой лицензии присутствует требование об обязательном наличии определенных работников. Таких работников законодатель делит на две категории:

- работник, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности (далее — ответственный работник) (пп. «в» п. 4 постановления Правительства РФ № 1128).

Это работник, несущий ответственность за все те работы и услуги, которые оказываются в рамках пожарной лицензии МЧС (у нас есть отдельная статья о таких работниках);

- работники, непосредственно выполняющие работы/оказывающие услуги в рамках пожарной лицензии МЧС (пп. «г» п. 4 постановления Правительства РФ № 1128).

Это те работники, которые непосредственно выполняют работы, оказывают услуги в рамках пожарной лицензии, то есть «работают руками» (подробнее о них мы рассказывали в этой статье).

К каждой из этих двух категорий работников действующим законодательством РФ предъявляются свои, четко определенные требования, только при соответствии которым работник может подходить под предъявляемые лицензионные требования.

Причем если ответственный работник должен быть только кто-то один, то работников, которые будут выполнять или непосредственно выполняют работы/услуги в рамках пожарной лицензии МЧС, должно быть обязательно несколько человек (не менее 2 человек).

При этом количество работников, выполняющих работы/услуги, напрямую зависит от того, какое количество видов работ/услуг указано или вы планируете указать в своей пожарной лицензии МЧС. Напомним:

- для выполнения 1–2 видов работ/услуг — не менее 2 человек,

- для выполнения 3–4 видов работ/услуг — не менее 3 человек,

- для выполнения 5 и более видов работ/услуг — не менее 5 человек.

Исходя из этого, конечно же, возникает закономерный вопрос: «А может ли ответственный работник входить в число работников, которые выполняют работы/услуги в рамках пожарной лицензии?»

К сожалению, каждый лицензирующий орган, в зависимости от субъекта его нахождения и инспекторов, непосредственно рассматривающих документы соискателя лицензии, трактовали этот вопрос по-разному:

1 вариант. В ряде субъектов РФ считали, что ответственный работник — это абсолютно отдельный работник, и он не может входить в число работников, которые выполняют работы/оказывают услуги.

Например, при наличии в лицензии 2 видов работ/услуг необходимо иметь в наличии 2 человека (работников, выполняющих работы/услуги) + 1 ответственный работник. Итого необходимо иметь в штате 3 человека, чтобы иметь возможность работать по двум видам работ/услуг в рамках пожарной лицензии.

2 вариант. В ряде иных субъектов РФ считали, что ответственный работник при его соответствии необходимым лицензионным требованиям может входить в число работников, выполняющих работы/оказывающих услуги. Иными словами, ответственным работником может быть назначен работник из числа тех, кто выполняет работы/услуги в рамках пожарной лицензии.

Например, при наличии в лицензии 2 видов работ/услуг необходимо иметь в наличии 2 человек (работников, выполняющих работы/услуги), один из которых должен быть назначен ответственным работником (конечно же, при его соответствии всем лицензионным требованиям, которые предъявляются к такому работнику).

Напомним, лицензионные требования, которые предъявляются к ответственному работнику:

- трудовой договор, заключенный с соискателем лицензии/лицензиатом;

- образование: среднее профессиональное или высшее по специальности «Пожарная безопасность», либо высшее образование по направлению подготовки «Техносферная безопасность» (профиль — «Пожарная безопасность»), либо любое иное высшее образование + прохождение обучения по дополнительной профессиональной программе (профессиональной переподготовке);

- стаж работы не менее 5 лет: в организациях, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, либо служба в организациях/учреждениях ФПС ГПС.

Для соответствия стажа лицензионным требованиям такой работник должен был там трудиться на должностях, которые непосредственно связаны с осуществлением/выполнением лицензируемого вида деятельности;

- назначение ответственным работников только в одном ю/л или ИП.

В настоящее время вопрос о том, «может ли ответственный работник входить в число работников, которые выполняют работы/услуги в рамках пожарной лицензии», более-менее отрегулирован, т. к. не так давно МЧС России в письме от 27.02.2024 № ИГ-19-212 было дано соответствующее разъяснение, в котором указано, что ответственный работник может учитываться при расчете необходимого количества работников, которые непосредственно выполняют лицензируемые виды работ/услуг. Но такое допускается только при условии, что работник, назначаемый в качестве ответственного работника, соответствует всем вышеуказанным требованиям, которые к такому работнику предъявляются.

Таким образом, при намерении, например, выполнять 2 вида работ/услуг, вполне допустимо иметь в штате 2 работников, одного из которых назначить ответственным работником. Главное, перед таким назначением убедиться, что данный работник может быть ответственным и соответствует всем предъявляемым лицензионным требованиям.

Источник: https://propb.ru/articles/litsenziruemye-vidy-deyatelnosti/vkhodit-li-otvetstvennyy-rabotnik-v-chislo-rabotnikov-neposredstvenno-vypolnyayushchikh-raboty-v-ram/

МЧС России в период с 1 июля по 30 августа 2024 г. будет проверять соблюдение норм пожарной безопасности на складах площадью 10 000 кв м и более и (или) с высотой стеллажного хранения более 5,5 метров. Форма контроля включает обязательные профилактические визиты, от проведения которых невозможно отказаться.

Письмо МЧС России

Перечень контролируемых лиц

В ходе визита инспектор имеет право осматривать складские помещения, отбирать образцы, проводить испытания и назначать экспертизы.

Обычно такой визит занимает 1 рабочий день, однако при необходимости его срок может быть продлен до 4 рабочих дней для проведения инструментальных обследований. Визит также может быть приостановлен на время проведения экспертизы.

МЧС не будет налагать штрафы за выявленные нарушения, но обязательно выдаст предписание на их устранение.

В документе ведомство перечислило конкретные организации и индивидуальных предпринимателей, к которым будут проведены такие визиты (всего более 1,5 тыс. лиц). Среди них федеральные ритейлеры (некоторые из них упомянуты в списке более одного раза), распределительные центры, грузовые терминалы, объекты таможни, оптовые базы, химические комбинаты и крупные производители различной продукции.

https://www.nsopb.ru/events/mchs-rossii-raskrylo-perechen-proverjaemyh-skladov_3058

Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел дело об оспаривании абзаца 1 пункта 4.15 Свода правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям". Данная норма устанавливает, что противопожарные расстояния от жилых и общественных зданий и сооружений до временных строений (таких как мобильные сборно-разборные сооружения, ангары, строения для строительства, реконструкции или ремонта и другие аналогичные объекты) должны быть не менее 15 метров (Решение Верховного Суда РФ от 29 мая 2024 г. № АКПИ24-230).

По мнению заявителя, эта норма противоречит многим положениям федерального законодательства и Конституции Российской Федерации, так как не уточняет, какие именно объекты (здания, строения, сооружения) и из каких материалов считаются временными строениями, а также включает ли она нестационарные торговые объекты. Таким образом, данная норма предоставляет правоприменителям слишком широкие пределы усмотрения, что приводит к неоднозначному толкованию. Это особенно проблематично, поскольку арбитражный суд, ссылаясь на эту норму, обязал заявителя демонтировать нестационарный торговый объект, установленный на земельном участке на основании договоров аренды, ранее заключенных с органами местного самоуправления и прекративших свое действие (суд приравнял конкретный нестационарный торговый объект к временному сооружению).

Верховный Суд РФ отказал в удовлетворении административного иска, сославшись на следующие ключевые моменты:

Свод правил является документом стандартизации, а не нормативным правовым актом.

Противопожарное расстояние до временных строений в 15 м соответствует требованиям Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Оспариваемая норма четко сформулирована и не вызывает неоднозначного толкования.

Решения Верховного Суда РФ от 17 июня 2020 г. и от 6 сентября 2021 г. установили, что Свод правил утвержден и введен в действие компетентным органом с соблюдением установленного порядка.

https://www.nsopb.ru/events/rasstojanie-mezhdu-zdaniem-i-vremennym-sooruzheniem-dolzhno-byt-ne-menee-15-metrov_3053

В целях защиты интересов пожарного бизнес - сообщества и недопущения приостановления деятельности лицензиата на объекте защиты, уведомляем об изменении в федеральном законодательстве, которым установлено, что лица, получившие лицензию в период с 1 января 2016 года по 1 января 2018 года, обязаны подать заявление на прохождение периодического подтверждения соответствия лицензионным требования в территориальный лицензирующий орган до 09 декабря 2024 года (включительно) через единый портал государственных услуг по ссылке https://mchs.gov.ru/deyatelnost/uslugi/licenzirovanie-deyatelnosti-v-oblasti-pozharnoy-bezopasnosti.*

Лицензирующий орган осуществляет подтверждение соответствия лицензиата лицензионным требованиям в форме выездной проверки только на основании заявления.

При непрохождении процедуры периодического подтверждения соответствия лицензиата в срок до 09 декабря 2024 года (включительно), действие лицензии приостанавливается лицензирующим органом на срок до пяти месяцев.**

Бесплатную консультацию по вопросу прохождения процедуры периодического подтверждения соответствия лицензионным требованиям Вы можете получить по тел.: (951) 843-73-31, эл. почта: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

* Части 3-14 статьи 19.1 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»;

Статья 24.3 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"

** Пункт 3 части 1 и часть 3.1 статьи 20 Федерального закона № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»

В адрес НСОПБ, осуществляющей ведение секретариата технического комитета по стандартизации «Производственные услуги» (далее – ТК 001) в соответствии с приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) от 26 сентября 2014 г. №1417, поступило обращение от МЧС России на основании вступивших изменений в Федеральный закон «О добровольной пожарной охране» от 06.05.2011 N 100-ФЗ об актуализации ГОСТ Р 58853 – 2020 «Производственные услуги Добровольная пожарная охрана. Общие требования» (далее – ГОСТ Р 58853) и разработке проекта ГОСТ Р «Производственные услуги. Организация и проведение профилактических мероприятий на территориях и объектах добровольными пожарными» (далее – разрабатываемый ГОСТ Р).

Учитывая социальную значимость необходимости развития добровольческого (волонтёрского) движения с целью защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, предлагаем направить свои предложения по внесению изменений в ГОСТ Р 58853 и содержанию вновь разрабатываемого ГОСТ Р.

Предложения просим направлять на адрес электронной почты Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. до 04 августа т.г.

Протокол Общественного совета

Обращение МЧС России

ГОСТ Р 58853-2020. Добровольная пожарная охрана. Общие требования.

В настоящее время проект приказа МЧС России «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена» проходит общественное обсуждение и в случае принятия документа методика начнет действовать с 1 июня 2026 года.

Методика реализует положения Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Ее применение позволит разрабатывать противопожарные мероприятия на подземных объектах метрополитенов.

Методика определения расчетных величин пожарного риска в подземных сооружениях метрополитена устанавливает порядок расчета величин пожарного риска для лиц, находящихся в подземных сооружениях метрополитена, а также в надземных сооружениях и помещениях метрополитена, не выделенных в отдельный пожарный отсек и связанных с подземными объектами.

Действующие методики определения расчетных величин пожарного риска не охватывают подземные сооружения метрополитена и не учитывают их специфических особенностей. Таким образом, в настоящее время отсутствует методика, позволяющая оценить безопасность людей при пожаре в данных объектах.

Однако, использование расчетной оценки для таких объектов чрезвычайно важно, поскольку они обычно являются уникальными с точки зрения объемно-планировочных решений, технологических особенностей и систем противопожарной защиты.

https://www.nsopb.ru/events/mchs-razrabotana-metodika-opredelenija-raschetnyh-velichin-pozharnogo-riska-v-podzemnyh-sooruzhenijah-metropolitena_3048

Вводится эксперимент по маркировке пиротехники, огнетушителей и средств обеспечения пожарной безопасности.

С 1 июля 2024 г. по 28 февраля 2025 г. решено провести эксперимент по маркировке отдельных видов пиротехнических изделий, средств пожаротушения, средств обеспечения пожарной безопасности, отдельных видов продукции для гражданской обороны и защиты от ЧС.

- Извещатели пожарные

- Источники бесперебойного электропитания

- Оповещатели пожарные

- Приборы приемно-контрольные и управления

- Устройства дистанционного пуска

- Систем передачи извещений о пожаре

... и т.д.

Постановление от 27.06.2024 № 867 http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202406280024

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в соответствии с принятием Федерального закона от 25 декабря 2023 г. №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» информирует, что с 1 сентября 2024 года предусматривается ряд значительных изменений в строительной сфере.

Читать полный текст документа

В соответствии с п. 3 части 1 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» в редакции Федерального закона от 25.12.2023 №653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» стандарт организации является одним из видов документов, в результате применения которых обеспечивается соблюдение требований Технического регламента.

Данный закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям, сооружениям, процессам, в частности требования:

1) механической безопасности;

2) пожарной безопасности;

3) безопасности при опасных природных процессах и явлениях и (или) техногенных воздействиях;

4) безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях;

5) безопасности для пользователей зданиями и сооружениями;

6) доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения;

7) энергетической эффективности зданий и сооружений;

8) безопасного уровня воздействия зданий и сооружений на окружающую среду.

Для того чтобы стандарты организаций использовались для соблюдения требований Технического регламента, они должны быть зарегистрированы в Федеральном информационном фонде стандартов согласно порядку, установленному приказом Росстандарта от 30 апреля 2021 года № 651.

Регистрация в фонде допускается только при наличии положительного заключения экспертизы, проведенной соответствующим техническим комитетом.

В стандартах организаций могут быть предусмотрены альтернативные требования и, при необходимости, компенсирующие мероприятия, если дополнительно обосновано, что они соответствуют требованиям Технического регламента.

При проектировании складов с мезонином разрабатывают специальные техусловия (СТУ). Дело в том, что для таких объектов нет нормативных требований пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и организации эвакуации при пожаре. Ведомство напомнило об этом и указало, какие особенности пожарной безопасности надо предусмотреть в СТУ.

Мезонин – свободно стоящая стационарная сборно-разборная конструкция для хранения и обработки грузов на одном или нескольких уровнях многоярусного склада.

В этажности объекта учитывают ярусы мезонина, площадь которых на любой отметке больше 40% площади этажа здания. В этом случае степень огнестойкости, класс конструктивной пожарной опасности, площадь этажа в пределах пожарного отсека определяют так же, как для многоэтажных зданий.

Склад с высотой стеллажного хранения на любом из ярусов более 5,5 м проектируют одноэтажным.

Когда площадь яруса в пределах пожарного отсека выше норматива, склад разделяют на секции противопожарными преградами. Если для разграничения используют зону, свободную от пожарной нагрузки, ее ширина не может быть меньше 8 м.

Объекты оборудуют автоматической установкой пожаротушения (АУП) по требованиям для складов с высокостеллажным хранением. Применяют одно из таких решений или их комбинацию:

- АУП размещают на каждом ярусе мезонина;

- АУП монтируют в один ярус (под потолком). Ее дополняют АУП модульного типа и (или) тепловыми линейными извещателями на основе волоконно-оптического кабеля, которые крепят на каждом уровне, кроме верхнего. В таких случаях полы ярусов (полки стеллажей) должны быть проливаемыми.

https://www.consultant.ru/legalnews/25655/

Документ определяет основные технические требования, методы испытаний на огнестойкость и дымонепроницаемость автоматических противодымных экранов вертикального исполнения, предназначенных, чтобы предотвратить распространение продуктов горения внутри здания.

В тексте нацстандарта указано, что его действие не распространяется на конструкции противопожарных занавесов, используемых для перекрытия проемов порталов сцен, а также на конструкции штор и экранов, используемых в качестве заполнений проемов в противопожарных преградах или в качестве трансформируемых противопожарных перегородок.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/06/26/rosstandart-utverdil-gost-34946-2023-protivodymnye-ekrany-obshch

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск