30 октября при участии главы МЧС России Александра Куренкова состоялось совместное заседание Комитетов Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и по контролю.

Со вступительными словами выступили председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и председатель Комитета Государственной Думы по контролю Олег Морозов.

В преддверии «правительственного часа» глава МЧС России Александр Куренков представил информацию об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), приоритетах в работе ведомства.

В обсуждениях принял участие аудитор Счетной палаты РФ Олег Савельев.

«Действующая структура функциональных и территориальных подсистем РСЧС позволяет обеспечивать весь спектр мероприятий по своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации. Её основу составляют органы управления, а также силы и средства, в составе которых около полутора миллионов человек и 370 тысяч единиц техники.

Существующая модель превентивных и профилактических мероприятий показывает свою эффективность. Совместные усилия органов власти всех уровней позволяют добиваться положительной динамики по снижению количества чрезвычайных ситуаций и пожаров», - сказал Александр Куренков. 

Вместе с тем не теряет актуальности проблема защиты населения и территорий. Достигнутые на сегодняшний день положительные результаты не отменяют необходимости внедрения новейших подходов. 

МЧС России проводит работу по целенаправленному развитию РСЧС. Этот процесс затрагивает совершенствование законодательства, способов и методов защиты населения, модернизацию технических средств и другие направления деятельности с учетом новых угроз национальной безопасности.

«В прошлом году были внесены важные изменения в законы о гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, направленные на совершенствование правового регулирования. Подготовлены изменения в нормативные акты, которые вносят ряд важных уточнений. Например, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций можно будет проводить как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме повышенной готовности.

Также при введении режима повышенной готовности субъектам будет предоставлено право использовать имеющиеся резервы материальных ресурсов не только для ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и для их предупреждения», - отметил глава МЧС России. 

«Мы постарались урегулировать все основные сферы деятельности МЧС России, имеются позитивные результаты, а это, как считает наш комитет, следствие эффективной и слаженной работы центрального аппарата Министерства, региональных подразделений МЧС России и всей системы РСЧС», - подчеркнул Василий Пискарев.

По словам Александра Куренкова, подготовлены предложения по определению порядка разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации тушения ландшафтных пожаров силами и средствами РСЧС. В Государственной Думе проходит рассмотрение проект федерального закона о безопасности людей на водных объектах, который должен стать базовым законодательным актом в данной области. 

«Министр МЧС России выступит перед Думой впервые в этом созыве. Уже в процессе подготовки к «правительственному часу» мы видим, что интерес к теме со стороны депутатского корпуса очень высок», — отметил председатель Комитета по контролю Олег Морозов. 

Глава МЧС России выступит на «правительственном часе» в Госдуме 8 ноября.

 
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 248, раскрытие информации контролируемым субъектам о мерах контроля (надзора), предпринимаемых должностными лицами контролирующего органа и другими уполномоченными лицами, а также о принимаемых решениях, осуществляется в установленные Федеральным законом № 248 сроки и в соответствии с предписанным порядком. 

Эта информация размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и передается контролируемым субъектам с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, применяемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и/или региональный портал государственных и муниципальных услуг. 

Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона № 248, проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на момент их начала, не допускается. 

Следовательно, основным источником получения информации о предстоящем контрольно-надзорном мероприятии является официальный веб-сайт https://proverki.gov.ru. 

Для осуществления поиска контрольно-надзорного мероприятия необходимо ввести собственный индивидуальный номер налогоплательщика в соответствующее поле поиска, и тогда вы сможете получить информацию как о прошедших проверках, так и о предстоящих. 

Сроки внесения информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий контролирующими органами жестко урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года № 604 "О правилах формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415". 

К примеру, данные о контролируемом субъекте, в отношении которого организуется внеплановая проверка в форме выездной проверки, должны быть внесены не позднее чем за 24 часа до начала проведения мероприятия в соответствии с пунктом 7, раздела "Выездная проверка" приложения к постановлению № 604. 

Информация о проведенных проверках и профилактических мероприятиях (в том числе профилактических визитах и объявлениях предостережения) вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона № 248, контролируемый субъект считается надлежащим образом проинформированным, если: 

[????] 1) сведения направлены ему электронной почтой на адрес, предоставленный контролирующему органу контролируемым субъектом и внесенный в информационные ресурсы и информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или предоставлении государственных и муниципальных услуг. Исключением являются случаи, когда контролируемым субъектом является гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью. В таком случае гражданин уведомляется о действиях, предпринимаемых должностными лицами, и о принимаемых решениях путем направления ему соответствующих документов на бумажном носителе, если он направил уведомление контролирующему (надзорному) органу о желании получить документы в бумажном виде, или если контролирующий (надзорный) орган не располагает сведениями о адресе электронной почты контролируемого субъекта и не имеет возможности отправить ему документы в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанный гражданин имеет право отправлять контролирующему (надзорному) органу документацию в печатной форме. В целях уведомления контролируемого субъекта, контрольным (надзорным) органом может быть использован адрес электронной почты, предоставленный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

[????] 2) информация может быть направлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Единый портал государственных и муниципальных услуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг к контролируемым субъектам, завершившим процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки такой информации.

С целью обеспечения безопасности от пожаров и их последствий в школах был разработан комплекс специальных требований.

Требования, касающиеся пожарной безопасности в школах, должны быть строго соблюдены как персоналом учебного заведения, так и учащимися.

Давайте рассмотрим основные принципы, которые обеспечивают безопасную эвакуацию из учебных классов в случае пожара.

Персонал и ученики должны следовать Правилам Противопожарного режима.

Согласно пункту 5 Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 16.09.2020 № 1479, здания, в которых одновременно может находиться 50 и более человек, а также здания с постоянными рабочими местами для 10 и более человек на этаже, должны иметь план эвакуации при пожаре, который должен быть размещен на видном месте.

В каждом образовательном учреждении должен быть разработан и вывешен на видном месте план эвакуации людей. В случае возникновения пожара в школе, необходимо в первую очередь вызвать пожарную охрану, организовать эвакуацию учащихся и персонала школы в соответствии с планом. План эвакуации должен включать процедуры оповещения педагогов и учащихся о пожаре, указывать пути эвакуации и места, куда следует эвакуироваться.

Планы эвакуации должны быть размещены достаточно видимо в коридорах каждого этажа, но не требуется вывешивать их в каждом учебном классе. Учебные классы, вмещающие до 50 человек, должны иметь не менее одного эвакуационного выхода, а классы, вмещающие 50 и более человек, должны иметь не менее двух выходов.

Требования пункта 4.2.7 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" также указывают, что учебные классы должны иметь не менее двух эвакуационных выходов в случае, если общее количество людей, находящихся в классе и смежных помещениях, составляет 50 и более человек (при условии, что в классе есть только один эвакуационный выход). Высота эвакуационного выхода должна быть не менее 1,9 м, а ширина выхода из класса с числом учащихся более 15 человек должна быть не менее 0,9 м.

Согласно пункту 4.2.22 СП 1.13130.2020, двери эвакуационных выходов из классов должны открываться в сторону выхода из них (за исключением классов, предназначенных для не более 15 человек). Высота горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее двух метров. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее одного метра, а для прохода к отдельным партам - не менее 0,7 м.

Порог в дверном проеме должен иметь высоту не более 50 мм.

Согласно пункту 27 ППР-2020 запрещается размещать мебель и оборудование на эвакуационных путях и выходах, а также изменять направление открывания дверей.

Требования к декоративным и облицовочным материалам, а также покрытиям полов на путях эвакуации из учебных классов представлены в таблице 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Касаемо использования решеток на окнах учебных классов, окна не являются эвакуационными выходами и считаются аварийными только в случае, если они напрямую ведут наружу из класса с полом, находящимся ниже минус 4,5 метра и выше плюс 5 метров. Размеры таких окон должны быть не менее 0,75 м × 1,5 м.

Глухие решетки запрещено устанавливать на окнах подвалов и около окон подвалов, которые являются аварийными выходами из них, но в остальных случаях установка решеток не запрещена.

Однако, учитывая, что окна могут быть использованы как для самостоятельной эвакуации, так и для спасения с помощью пожарных служб или специально обученного персонала (включая использование спасательных средств), рекомендуется устанавливать распашные решетки.

Ответственность за выполнение комплекса противопожарных мер лежит на руководстве школы и, прежде всего, на директоре, который осуществляет контроль над действиями остальных должностных лиц учреждения и учеников.

https://www.nsopb.ru/events/perechen-protivopozharnyh-meroprijatij-v-obshheobrazovatelnom-uchrezhdenii_2927

Официально опубликован Федеральный закон от 19.10.2023 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статью 97 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Изменения касаются деятельности органов федерального государственного пожарного надзора, в части установления постоянного федерального государственного пожарного надзора на критически важных объектах а также вопросов обучения мерам пожарной безопасности и лицензии в области пожарной безопасности.

Текст Федерального закона

На портале проектов НПА размещен текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

Текст проекта

Пояснительная записка к проекту

Предлагаемыми проектом изменениями обеспечивается возможность руководителям объектов защиты определять порядок хранения и своевременного предоставления документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности строительных конструкций, заполнения проемов в них, в рамках контрольно-надзорного или профилактического мероприятия, допускается использование современных технических средств, обеспечивающих безопасное использование электрической проводки при прокладке по горючему основанию, определены места размещения и содержания планов эвакуации людей при пожаре, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара.

Также проектом регламентируются условия, обеспечивающие пожарную безопасность при хранении и применении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах.

Определен порядок проведения комплексных испытаний систем пожарной автоматики по истечению срока службы, снимаются ограничения по хранению негорючих материалов в горючей упаковке на открытых площадках и другие значимые изменения.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в составе систем пожарной автоматики по истечении срока (среднего срока) службы, установленного изготовителем, и (или) при отсутствии информации изготовителя о возможности его дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты, с привлечением организации или индивидуального предпринимателя, имеющего специальное разрешение на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивает ежеквартальное проведение комплексных испытаний на работоспособность систем пожарной автоматики.».

https://www.nsopb.ru/events/izmenenija-v-pravila-protivopozharnogo-rezhima_2919

Специалисты Главгосэкспертизы России приняли участие в дискуссии о путях развития законодательства, государственной политики и технического регулирования в области пожарной безопасности. Этой теме был посвящен круглый стол на Международном строительном форуме 100+Techno Build, который проходил 3-6 октября в Екатеринбурге, сообщает сайт Главгосэкспертизы РФ.

Развитие расчетных способов обоснования проектных решений взамен прежней системы предписывающих норм и требований в области пожарной безопасности является одним из флагманских направлений трансформации строительной отрасли. – подчеркнул Игорь Костерин, представитель Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России.

В своем докладе на Форуме 100+ эксперт подробно проанализировал последние изменения в нормативной базе, а также рассказал о типичных ошибках в проектной документации, представляемой на экспертизу с учетом анализа выполняемых расчетных обоснований.

Так, с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, документ был утвержден приказом МЧС России № 1140 от 14 ноября 2022 года. Ранее, в июле 2022 года, были внесены значимые изменения в статью 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Поправки расширяют перечень условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, в том числе за счет применения внутренних стандартов организаций, специальных технических условий, результатов исследований, расчетов или испытаний.

Ключевая особенность проводимых расчетов состоит в обосновании требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности объектов, что позволит исключить риски гибели или причинения вреда жизни и здоровью людей при пожаре. – отметил Игорь Костерин. Эксперт также рассказал о специфике новых требований к проектированию систем противопожарной защиты с учетом безопасной эвакуации за необходимое время и о возможных отступлениях от нормативных документов, которые могут быть учтены при расчете пожарного риска. При этом представитель Главгосэкспертизы обратил внимание участников круглого стола на вопросы сертификации программных продуктов, а также юридической ответственности как разработчиков программного обеспечения, так и пользователей, осуществляющих расчеты рисков.

Кроме того, одной из насущных проблем, по мнению спикера, является качественная разработка специализированных образовательных программ и в целом необходимость повышения квалификации как экспертов, так и разработчиков проектной документации в части обеспечения пожарной безопасности.

https://ru-bezh.ru/meropriyatiya/news/23/10/08/na-forume-100techno-build-obsudili-osnovnye-napravleniya-tehnich

Такие данные были озвучены на заседании рабочей группы при Комитете Госдумы на Всероссийском форуме надзорных органов РФ в Санкт-Петербурге. Из 120 тысяч профилактических визитов половина инициирована министерством с учетом имеющихся сезонных рисков, сообщает пресс-служба МЧС России.

Для новой системы надзора в приоритете - профилактическая работа. В ее рамках организовано информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирования и профилактические визиты. Так, профилактические визиты проводятся на объектах, отнесенных к категориям повышенного риска, а также в учреждениях дошкольного и общего образования, детских лагерях, социальных организациях с проживанием и санаторно-курортных учреждениях. При этом администрации образовательных учреждений не могут оказаться от профилактических визитов – они обязательны для учреждений чрезвычайно высокого и высокого рисков.

По итогам таких профилактических визитов не применяются меры административного характера, а контролируемому лицу выдается предписание.

Проблемным вопросом остается консолидация информации о выданных предписаниях по устранению нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведенных профилактических визитов. Ведомство считает необходимым создание функционала, позволяющего вносить сведения о выявленных нарушениях, а также их устранении в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, требуется определить порядок организации контроля исполнения врученных предписаний по итогам профилактических визитов.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/10/02/120-tysyach-profilakticheskih-vizitov-proveli-sotrudniki-mchs-ro

 

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа МЧС России «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (далее – проект).

Как сказано в пояснительной записке к проекту, предполагаемая к утверждению методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (далее – Методика) подготовлена на основании анализа документов, регламентирующих вопросы проведения расчета пожарного риска и направлена на актуализацию и совершенствование действующей методики, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, в том числе содержит изменения, касающиеся оценки условной вероятности поражения человека в здании, учета предела огнестойкости несущих конструкций здания, из которого производится эвакуация людей, а также использования новых подходов к оценке воздействия опасных факторов пожара на человека в помещении. В методике предложены подходы, позволяющие учитывать особенности оценки пожарного риска для объектов производства, переработки, хранения радиоактивных веществ и материалов.

Общественное обсуждение проекта заканчивается 27 сентября.

Документы:

Проект

Пояснительная записка

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-tekst-proekta-metodiki-opredeleniya-raschetnykh-velichin-pozharnogo-riska-na-proizvodstv/

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2023 № 1502 внесены изменения в Положение о федеральном госпожарнадзоре.

Документом урегулированы вопросы расчета допустимого и ожидаемого рисков материальных негативных последствий пожаров. Уточнены критерии добросовестности и их значения для объектов общественного и жилого назначения, транспортной инфраструктуры, а также для производственных объектов и наружных установок.

Также в Постановлении указывается, что контрольное мероприятие не проводится или подлежит прекращению с составлением акта о невозможности его проведения при установлении факта эксплуатации зданий, помещений, сооружений, строительство которых не завершено, а также эксплуатации жилых помещений не в соответствии с определенным классом функциональной пожарной опасности и (или) проектной документацией.

Постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пункта 8 изменений, утвержденных настоящим постановлением, который вступает в силу с 1 января 2025 года.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/09/28/pravitelstvo-vneslo-izmeneniya-v-poryadok-osushchestvleniya-fede

Всероссийский союз страховщиков (ВСС) планируют совместно с МЧС России разработать методику проверки защищенности мест массового скопления людей, к которым относятся торговые центры, рестораны, кафе. Это новое дополнение к концепции обязательного страхования подобных объектов, которую представил Всероссийский союз страховщиков (ВСС).

Чем лучше защищено здание, включая соблюдение противопожарных норм, тем ниже будет стоимость страховки. Центральный банк поддержал инициативу, однако отметил, что механизм страхования не должен замещать необходимость реальных мер по снижению опасности, которые должны быть предприняты владельцами объектов, заявил представитель регулятора. Например, даже при наличии страховки необходимо обеспечивать надзор за доступом к пожарным выходам. Также следует предусмотреть альтернативные факторы обеспечения ответственности, отметил представитель Центрального банка.

Вопрос о введении обязательного страхования мест массового скопления людей на законодательном уровне поднимался в 2018 году в связи с трагедией в ТЦ "Зимняя вишня". Разрабатываемый проект должен стимулировать владельцев повышать безопасность объектов путем предварительной оценки состояния объекта и системы безопасности. Вопрос о принятии закона был повторно обсужден в июле, когда СФ РФ рекомендовал правительству и Центральному банку подготовить проект.

Первоначальный проект концепции был представлен Союзом страховщиков в 2018 г. В соответствии с документом, собственники объектов с массовым пребыванием людей обязаны в первую очередь компенсировать ущерб, причиненный гражданам в результате пожаров.

Предлагается установить размер страховой суммы в пределах от 2 до 3 миллионов рублей на каждого пострадавшего. Кроме того, вводится обязательство для собственников иметь финансовое обеспечение своей ответственности, такое как банковская гарантия, резервный фонд или договор страхования.

Точный коэффициент убыточности будет определен после оценки уровня пожарозащищенности, и предварительно он может составить от 75 до 85%, по словам генерального директора "Совкомбанк страхования" Игоря Лаппи. Этот продукт будет более востребован, чем банковские гарантии или создание резервного фонда, так как страховое сообщество понимает структуру такого полиса и подход к оценке рисков, что позволит быстрее внедрить его.

Возможно, для разных категорий объектов будут установлены различные тарифы и коэффициенты, маловероятно, что страховка станет дорогой для объектов с высоким уровнем безопасности.

Страховка покрывает убытки по претензиям третьих лиц, в случае если их имущество повреждено или полностью уничтожено, а также если гражданин получил телесное повреждение или погиб.

Как правило, у собственников в сфере развлекательных услуг и торговли нет достаточных средств в свободном обороте для компенсации ущерба пострадавшим, следовательно пострадавшему придется обращаться в суд для получения компенсации, и даже в случае положительного решения предприниматель может не иметь достаточных средств для исполнения его. Страховщик же располагает значительными резервами для выплаты страхового возмещения.

Как показывает мировая практика, страхование является оптимальным механизмом защиты пострадавших, оперативного возмещения и стимулирования собственников соблюдать пожарную безопасность.

https://nsopb.ru/events/strahovanie-budet-stimulirovat-sobstvennikov-povyshat-bezopasnost-obektov_2907

Поиск