На правовом портале Гарант опубликовано Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС от 28 декабря 2022 г. N ИГ-117-2335-13-2 "О выборе степени огнестойкости здания".
Текст письма ВНИИПО МЧС России
https://nsopb.ru/events/o-vybore-stepeni-ognestojkosti-zdanija_2727
На правовом портале Гарант опубликовано Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС от 28 декабря 2022 г. N ИГ-117-2335-13-2 "О выборе степени огнестойкости здания".
Текст письма ВНИИПО МЧС России
https://nsopb.ru/events/o-vybore-stepeni-ognestojkosti-zdanija_2727
Правительство РФ продлило на 2023 год мораторий на плановые надзорные проверки. Постановление от 29.12.2022 № № 2516 вступило в силу 30 декабря 2022 года. Согласно документу в большинстве случаев проверку заменят профилактическим визитом инспектора. Давайте разберемся, что стоит ждать организациям.
Кого ожидает проверка в 2023 году
Мораторий введен на плановые надзорные мероприятия по двум законам: от 31.07.2020 № 248-ФЗ и от 26.12.2008 № 294-ФЗ. Однако отмена плановых проверок не коснется объектов чрезвычайно высокого и высокого риска.
В План проверок на 2023 год не включаются государственные и муниципальные учреждения дошкольного и начального общего образования, основного общего и среднего общего образования. На данные объекты инспектор придет с обязательным профилактическим визитом и при выявлении нарушений он все равно выдаст предписание, что обычно не делается при профилактике.
Плановая проверка ожидает также объекты чрезвычайно высокого и высокого риска по другим сферам надзора; опасные производственные объекты (ОПО) II класса опасности, гидротехнические сооружения II класса. Предприятие может добровольно заменить ее на профилактический визит не позднее чем за два месяца до ее начала. Для этого нужно обратиться в контрольный орган, например, в Ростехнадзор, госпожнадзор.
Если в течение трех месяцев до начала плановой проверки был проведен профилактический визит, в том числе по желанию предпринимателя, то инспектор вправе не проводить проверку. Такое правило действует в 2023 году по Постановлению 336.
Внеплановые проверки будут проводиться исключительно при угрозе жизни и здоровью людей, обороне государства или риске возникновения чрезвычайной ситуации. Также инспектор придет с визитом по жалобе на нарушение обязательных требований. Жалоба может поступать от граждан.
Что такое профилактический визит
Профилактический визит — это беседа инспектора с предпринимателем, которая может проводиться дистанционно, по видео-конференцсвязи, или с выездом.
В ходе профилактического визита инспектор объясняет предпринимателю обязательные требования к объекту контроля, рекомендуемых способах снижения категории риска, о периодичности проверок. Все разъяснения носят рекомендательный характер.
Важно то, что при профилактическом визите предписания не выдаются, за исключением случая в п. 11.4 Постановления № 336. Однако инспектор может оценивать выполнение обязательных требований на объекте и при нарушениях он имеет право инициировать проверку.
МЧС России утверждена Программа контрольных мероприятий на 2023 год (распоряжение от 07.12.2022 № 1345). Согласно документу сроки профилактических визитов будут определять территориальные управления госпожнадзора.
Как может быть возбуждено административное дело
Ранее надзорные органы возбуждали дела об административных правонарушениях без проведения проверки.
В настоящее время согласно п. 3.1 ст. 28.1 дело об административном правонарушении при несоблюдении обязательных требований можно возбудить только после проведения надзорного мероприятия, то есть проверки, а профилактический визит к ним не относится.
Полезная информация для бизнеса
1. Единый план проверок на год. По ИНН можно узнать сроки надзорного мероприятия в 2023 году.
2. Единый реестр видов контроля помогает разобраться с обязательными требованиями.
3. Сервис жалоб на решения надзорных органов на портале Госуслуг. Здесь можно сообщить о нарушениях
4. Бесплатные консультации экспертов Общественного министерства пожарной безопасности на портале НСОПБ. Проконсультируем по вопросам выполнения обязательных требований в области пожарной безопасности
https://nsopb.ru/events/kak-rabotaet-moratorij-na-planovye-proverki-v-2023-godu_2724
МЧС России готовит проект изменений в правила противопожарного режима по оборудованию автоматическими приборами отключения электроснабжения всех объектов социальной сферы. В правительство Российской Федерации указанный документ ведомство направит до 1 марта текущего года.
По статистике, представленной в ведомстве, значительная часть всех пожаров на объектах социальной сферы возникает из-за нарушения правил устройства и эксплуатации электроустановок.
В 2022 году значительное количество пожаров произошло из-за аварийных режимов работы электрических сетей и оборудования - 5 639 пожаров (рост на 31,9%), а также нарушения правил устройства и эксплуатации печного оборудования - 609 (рост на 13,4%).
При скачках напряжения в электросети автоматические приборы отключения электроснабжения позволят предотвратить пожары.
Устройство защиты от искрения дугового пробоя сейчас проходит испытания, в частности, на ряде объектов в Москве и Казани.
При одобрении правительством Российской Федерации норма, обязывающая все объекты образования, здравоохранения и социальной сферы оборудовать такими устройствами, может начать действовать уже в 2024 году.
https://www.nsopb.ru/events/mchs-rossii-planiruet-vnesti-izmenenija-v-zakonodatelstvo-po-pozharnoj-bezopasnosti_2717
Правительство РФ продлило запрет на проведение плановых проверок юрлиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля. Соответствующее положение содержит Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2022 г. № 2516.
Уточнены некоторые основания проведения внеплановых проверок в рамках видов госконтроля, а также при осуществлении госконтроля (надзора) за деятельностью органов госвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления. Теперь они будут проводиться при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований.
Кроме того, проверяться будут объекты с чрезвычайно высокими и высокими категориями риска, такие как социальные, промышленные объекты, отдельные виды деятельности, имеющие максимальный или близкий к нему уровень риска причинения вреда в соответствующей сфере. В отношении этих объектов контрольные органы будут проводить проверки на основании специальных индикаторов. Использование таких индикаторов предполагает инициирование надзорными органами контрольных мероприятий в случае получения информации о наличии рисков нарушения обязательных требований.
Проверяющий орган может принять решение об исключении плановой проверки из плана, если в течение трех месяцев до даты проведения проверки был проведен профилактический визит.
Постановление вступило в силу со дня его официального опубликования – с 30 декабря 2022 года.
Напомним, что мораторий на плановые проверки был введен в марте 2022 года. Таким образом фактически отменили порядка 150 тысяч контрольно-надзорных мероприятий.
https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/01/10/pravitelstvo-rf-prodlilo-zapret-na-provedenie-planovyh-proverok
Краткий обзор изменений в нормативно-правовой сфере в области пожарной безопасности за 2022 год.
Изменения в Правила противопожарного режима
На руководителя организации возлагается ряд обязанностей. Так, в частности, руководитель организации:
- в отношении каждого здания, сооружения либо группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу, утверждает инструкцию о мерах пожарной безопасности;
- обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств "антипаника", замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания;
- обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде. Форма ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяется руководителем объекта защиты.
В новой редакции изложены нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций).
(Постановление Правительства РФ от 24.10.2022 N 1885)
Внесены изменения в типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности
Поправки внесены с целью приведения системы обучения мерам пожарной безопасности в соответствие с законодательством об образовании и о пожарной безопасности.
В частности, учтены требования профессионального стандарта "Специалист по пожарной профилактике", утвержденного Приказом Минтруда России от 11.10.2021 N 696н.
(Приказ МЧС России от 06.06.2022 N 578)
Введены в действие типовые дополнительные профессиональные программы, применяемые при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, проектирующих средства обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений:
- программе профессиональной переподготовки "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, а также их проектированию";
- программе повышения квалификации "Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры";
- программе повышения квалификации "Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
(Приказ МЧС России от 15.11.2022 N 1156)
Утрачивают силу отдельные положения Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", касающиеся перечня первичных мер пожарной безопасности
(Федеральный закон от 14.07.2022 N 276-ФЗ)
Установлены требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре
Требования распространяются на проектирование систем передачи извещений о пожаре для оснащения зданий, в том числе пожарных отсеков, должностными лицами, специалистами, осуществляющими работы по подготовке проектной документации.
(Приказ МЧС России от 24.11.2022 N 1173)
Одобрены поправки об оправданном риске в работе пожарных
Федеральным законом предлагается внести изменения в статьи 22, 22.1 Федерального закона «О пожарной безопасности», статью 22 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и статью 15 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления ограничений на привлечения к ответственности пожарных.
Обновлены Правила тушения лесных пожаров
В частности, установлены требования к выделению зон контроля лесных пожаров на землях лесного фонда. Предусматривается порядок и условия установления зон контроля лесных пожаров.
Приводятся условия, при которых может быть принято решение о привлечении сил и средств РСЧС муниципального уровня, регионального уровня, межрегионального и федерального уровней.
(Приказ Минприроды России от 01.04.2022 N 244)
https://www.nsopb.ru/events/izmenenija-v-oblasti-pozharnoj-bezopasnosti-za-2022-god_2714
Внесены уточнения в процедуру лицензирования деятельности по монтажу, ТО и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Официально опубликовано постановление Правительства РФ от 20.12.2022 N 2356 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации".
В частности, сокращены сроки проверки и принятия решения лицензирующим органом в случае получения сведений в автоматическом и автоматизированном режимах, сформированных посредством ФГИС "Единая информационная платформа национальной системы управления данными".
23 декабря Советом Федерации Федерального собрания Российской Федерации одобрен Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в области пожарной безопасности».
В частности, поправки в федеральный закон исключают правовую неопределенность понятий «оправданный риск» и «крайняя необходимость», а также устанавливают границы наступление ответственности личного состава пожарной охраны за действия при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ.
«Действия личного состава подразделений пожарной охраны в ходе тушения пожаров выходят за рамки общих требований обеспечения безопасных условий труда, - отметил глава спасательного ведомства Александр Куренков. - Это обусловлено высокой степенью неопределенности обстановки в зоне пожара, особенно при тушении пожаров на взрывопожароопасных производственных объектах, в складских комплексах, в зданиях со сложной планировкой».
Руководители тушения пожаров зачастую не располагают объективной и достоверной информацией для прогнозирования развития пожара. Не всегда удается исключить возможность взрывов или иных опасных факторов. В таких условиях принимать решении и работать пожарным приходится с риском для жизни и здоровья – в условиях крайней необходимости. Немедленное направление пожарных непосредственно в зону пожара является единственной возможностью оказать помощь людям.
Только за последние 5 лет при тушения пожаров личным составом подразделений пожарной охраны было спасено и эвакуировано около 1 млн человек. При этом, к сожалению, 63 пожарных погибли, 438 получили травмы различной степени.
Одобренным федеральным законом предлагается внести изменения в статьи 22, 22.1 Федерального закона «О пожарной безопасности», статью 22 Федерального закона «О добровольной пожарной охране» и статью 15 Федерального закона «О службе в федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части установления ограничений на привлечения к ответственности пожарных.
Источник: https://mchs.gov.ru/
Приказ МЧС России от 14.11.2022 N 1140 "Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности" направлен на государственную регистрацию в Минюст России.
https://www.nsopb.ru/events/ob-utverzhdenii-metodiki-opredelenija-raschetnyh-velichin-pozharnogo-riska-v-zdanijah_2691
Глава ведомства Александр Куренков отметил, что в рамках проверок сотрудники государственного пожарного надзора также будут оказывать всю необходимую методическую и консультационная помощь собственникам данных объектов.
МЧС России после недавних крупных пожаров в торговых центрах обратится в правительство для организации внеплановых проверок всех крупных торгово-развлекательных центров и складов на соответствие требованиям пожарной безопасности. Об этом в четверг сообщил журналистам глава МЧС Александр Куренков.
"МЧС будет обращаться в правительство РФ для организации внеплановых надзорных мероприятий в отношении всех крупных торгово-развлекательных центров и складских комплексов", - отметил он. Министр добавил, что в рамках проверок сотрудники государственного пожарного надзора также будут оказывать всю необходимую методическую и консультационную помощь собственникам данных объектов.
"Наши специалисты будут обращать внимание на наличие и работоспособность систем сигнализации, пожаротушения, на содержание эвакуационных выходов, наличие средств пожаротушения. Оцениваться будет также уровень подготовки персонала к реагированию на возможные внештатные ситуации", - сказал глава МЧС.
За последнее время произошло несколько резонансных пожаров в торговых центрах. 12 декабря в Балашихе на площади 9 тыс. кв. м сгорел ТЦ "Стройтракт", в результате чего пострадал охранник. Тремя днями ранее загорелся гипермаркет OBI в подмосковных Химках, там погиб один человек. Еще ранее, 3 августа, пожар уничтожил огромный склад Ozon в селе Петровское Истринского района Подмосковья. Практически все подобные объекты имеют значительную категорию риска. С апреля 2020 года на их плановые проверки введен запрет. Плановые надзорные мероприятия проводятся только в отношении объектов чрезвычайно высокой и высокой категорий риска.
В России до сих пор нет должной гражданской ответственности за принимаемые решения каждым конкретным лицом в сфере пожарной безопасности, отметил в эфире НСН депутат Анатолий Выборный.
Контроль и надзор за пожарной безопасностью в торговых центрах и местах массового пребывания людей необходимо усилить, поскольку такие вопросы напрямую связаны с жизнью людей, заявил заместитель председателя комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолий Выборный в разговоре с НСН.
Накануне, 12 декабря, в подмосковной Балашихе произошел пожар в торговом центре «Стройпарк». При этом пожары на крупных объектах Московского региона происходят каждую неделю. Так, 9 декабря гипермаркет OBI в торговом центре «Мега Химки» сгорел полностью, а 8 декабря пожар произошел в складском помещении на юге Москвы. Второго же декабря пожар произошел в здании Микояновского мясокомбината на улице Талалихина. Анатолий Выборный отметил, что необходимо пересмотреть нормы законодательства о пожарной безопасности.
«Внимание к вопросам обеспечения противопожарной безопасности будет со стороны всех организаций. Причина заключается, прежде всего, в недостаточно высокой культуре противопожарной безопасности. Нет еще той должной личной гражданской ответственности за принимаемые решения каждым конкретным лицом. Необходимо те или иные нормы действующего законодательства пересмотреть. Неоднократно мы слышим на экспертных площадках, что необходимо пересмотреть мероприятия, которые связаны с проверками в торговых центрах, местах массового пребывания людей. Вполне возможно, что мы тоже пересмотрим правовое регулирование для того, чтобы усилить контроль и надзор, поскольку это прямо связано с безопасностью людей и имуществом», - сказал Выборный.
Он отметил, что в некоторых случаях причиной пожара действительно может стать безалаберность работника, а в других – грубое нарушение правил противопожарной безопасности при проведении соответствующих работ.
«В некоторых случаях это просто безалаберность работника или посетителя, а в других ситуациях – грубое нарушение правил противопожарной безопасности при проведении соответствующих работ. После всех проводимых мероприятий, которые будут проведены после пожара на прошлой неделе, анализ правоприменительной практики подскажет нам причины. Либо это личная персональная ответственность, либо преступная халатность, либо это намеренные действия», - указал депутат.
В свою очередь зампред комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Эрнест Валеев в разговоре с НСН напомнил, что после крупных пожаров в торговых центрах обычно начинаются масштабные проверки подобных объектов. Также он подчеркнул, что частые пожары в местах массового пребывания людей и сокращение числа проверок вряд ли связаны между собой напрямую.
«Практика масштабных проверок после крупных пожаров существует, обычно начинают проверять везде. Такая практика оправдана. Что касается того, что пожары стали часто возникать и не связано ли это с сокращением количества проверок… Я бы не стал связывать это напрямую. Нужно разбираться с причинами в каждом случае. По Химкам, насколько мне известно, там проводились сварочные работы с нарушением правил. Как бы часто не проводили проверки, от таких случаев не застрахованы, когда причиной пожара является конкретное нарушение каких-то лиц», - сказал Валеев.
Ранее ретейлер Дмитрий Потапенко в разговоре с Telegram-каналом «Радиоточка НСН» допустил, что пожар в гипермаркете OBI может свидетельствовать о преступном сговоре, целью которого является сокрытие убытков.
https://nsn.fm/society/v-gosdume-dopustili-usilenie-kontrolya-za-pozharnoi-bezopasnostu-v-tts
Фактический адрес:
344034, г. Ростов-на-Дону,
улица Матросова, 35
Юридический адрес:
344034, г. Ростов-на-Дону,
ул. Портовая, д. 33, лит. А, оф. 10
Корпоративный номер телефона 8(951)821-04-61