С 1 мая 2024 года вступают в силу 7 ГОСТ в сфере безопасности при ЧС. Они касаются основных положений, терминов и определений мониторинга и прогнозирования, а также мониторинга и прогнозирования опасных геологических и метеорологических явлений и процессов, сообщает сайт ВНИИ ГО ЧС.

Еще несколько ГОСТов определяют классификацию аварийно-спасательных средств и общие технические требования и методы испытаний пил для резки лобового стекла аварийного транспортного средства.

Также вступает в действие национальный стандарт, в котором указаны общие положения для осуществления поддержки уязвимых групп населения в чрезвычайных ситуациях.

ГОСТ в группе «Гражданская оборона» определяет общие технические требования и методы испытаний инженерно-технического оборудования защитных сооружений гражданской обороны, в частности, камеры расширительные.

ГОСТы, вступающие в силу 1 мая 2024 года:

- ГОСТ 22.1.01-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Основные положения.

- ГОСТ 22.1.02-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование. Термины и определения.

- ГОСТ 22.9.22-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Средства аварийно-спасательные. Классификация.

- ГОСТ Р 22.1.06-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных геологических явлений и процессов. Общие требования.

- ГОСТ Р 22.1.07-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования.

- ГОСТ Р 22.3.23-2023 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Поддержка уязвимых групп населения в чрезвычайных ситуациях. Общие положения.

- ГОСТ Р 22.9.36-2024 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Пилы для резки лобового стекла аварийного транспортного средства. Общие технические требования. Методы испытаний.

- ГОСТ Р 42.4.17-2023 Гражданская оборона. Инженерно-техническое оборудование защитных сооружений гражданской обороны. Камеры расширительные. Общие технические требования. Методы испытаний.

Напомним, что в текущем году специалисты ВНИИ ГОЧС разработают 40 межгосударственных стандартов: 16 ГОСТов в группе «Гражданская оборона» и 24 — в группе «Безопасность в чрезвычайных ситуациях».

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/05/02/s-1-maya-2024-goda-vstupayut-v-silu-7-gost-v-sfere-bezopasnosti

В соответствии с заявлением МЧС, текущие меры административной ответственности оказываются недостаточными для обеспечения эффективного контроля за соблюдением нормативов в области пожарной безопасности.

Проект закона об ужесточении ответственности за нарушение пожарной безопасности, в том числе для незастрахованных автозаправок разработан МЧС РФ и опубликован 3 мая на портале проектов нормативных правовых актов.

Публичное обсуждение проекта завершат 27 мая.

«Действующие меры административной ответственности являются недостаточными для воздействия на противоправное поведение в области пожарной безопасности, существующие размеры административных штрафов требуют пересмотра в сторону увеличения», ? отмечается в пояснительной записке законопроекта.

Министерство предлагает увеличить размеры штрафов за нарушение пожарной безопасности (ст. 20.4 КоАП), в том числе в лесах (ст. 8.32 КоАП), на транспорте (ст. 11.16 КоАП), а также за невыполнение требований в области гражданской обороны (ст. 20.7 КоАП) и по предупреждению и устранению чрезвычайных ситуаций (ст. 20.6 КоАП).

Кроме того, законопроект предлагает ввести в КоАП штрафы на сумму от 600 тыс. до 800 тыс. рублей за нарушения пожарной безопасности проектирования автоматических систем пожарной безопасности.

Ужесточение может коснуться владельцев опасных объектов.

Ведомство считает, что нужна «переоценка в сторону увеличения размеров административных штрафов за несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте по статье 9.19 КоАП РФ». Штраф для должностных лиц планируют увеличить с 15–20 тыс. руб. до 20–40 тыс. руб., для юрлиц — с 300–500 тыс. руб. до 500 тыс.– 1 млн руб.

МЧС объясняет данные меры произошедшим в августе 2023 года пожаром на заправке в Махачкале, который привел к гибели 37 человек, пострадали еще 119.

Ожидается, что ужесточение ответственности приведет к поступлению в бюджет дополнительных 900 млн руб. Негативных последствий для бизнеса по словам МЧС не прогнозируется.

Сотрудники МЧС в 2019–2023 годах провели 755 тыс. проверок, выявлено больше 3,3 млн нарушений, назначено 261 тыс. штрафов на сумму 5,1 млрд руб. Ведомство отмечает «ключевую роль правильной работы» систем противопожарной защиты. В зданиях, где они установлены, умирают в 4,5 раза меньше людей, травмы получают в 2,4 раза реже. Площадь, уничтоженная пожаром уменьшается в 2,4 раза, количество уничтоженных объектов — больше чем в пять раз.

https://www.nsopb.ru/events/mchs-predlagaet-podnjat-shtrafy-za-narushenija-pozharnoj-bezopasnosti_3015

Опубликовано уведомление о разработке проекта свода правил СП 3.13130 «Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.Требования пожарной безопасности».

Текст проекта СП

Внедрение проекта обновляемого СП 3.13130 позволит оптимизировать процессы проектирования, монтажа и эксплуатации систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре в зданиях и сооружениях различного функционального назначения, повысить эффективность их работы в случае возникновения на объектах защиты чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами, а также снизить социальные и материальные потери от гибели и травмирования людей при пожаре.

Разделы 3-9 значительно пересмотрены, а таблицы 1 и 2 действующего стандарта СП 3.13130.2009 подверглись изменениям. Требования к проектированию СОУЭ дифференцированы в зависимости от типа СОУЭ и способов оповещения, устанавливаемых в зданиях и сооружениях различного функционального назначения.

Проект свода правил дополняется требованиями к обязательному автоматическому запуску СОУЭ от командного сигнала, формируемого системой пожарной сигнализации или установкой пожаротушения, к помещению пожарного поста (диспетчерской), а также требованиями о необходимости обратной связи зон оповещения людей о пожаре с помещением пожарного поста (диспетчерской).

Включены требования о необходимости разработки в СОУЭ 4-го и 5-го типов специального текста речевого оповещения людей для каждой зоны оповещения людей о пожаре в зависимости от возможного места возникновения пожара и психофизического состояния людей, а также о необходимости определения времени начала оповещения людей в различных зонах пожарного оповещения, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей и обратной связи зон оповещения людей о пожаре с помещением пожарного поста (диспетчерской).

Также в проекте пересмотрены требования пожарной безопасности к типу СОУЭ для многоквартирных жилых домов. Включены требования для зданий и комплексов высотных с помещениями жилого назначения и встроенно-пристроенными помещениями общественного назначения, зданий и комплексов высотных с помещениями общественного назначения, а также для зданий, помещений стоянок автомобилей закрытого типа с разрешенной максимальной массой не более 3,5 тонн.

https://www.nsopb.ru/events/razrabotka-proekta-svoda-pravil-sp-313130-sistemy-protivopozharnoj-zashhity-sistema-opoveshhenija-i-upravlenija-jevakuaciej-ljudej-pri-pozharetrebovanija-pozharnoj-bezopasnosti_3014

В Рабочую группу на рассмотрение поступили доработанные проекты приказов МЧС России:

«Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

«О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596».

В соответствии с изменениями, внесенными указанным федеральным законом в части вторую и третью статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), требования указанной статьи распространены на всех собственников объектов защиты или лиц, которые владеют объектами защиты на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), либо привлекаемых собственниками или такими лицами в целях обеспечения безопасной эксплуатации объекта защиты на основании договора физических или юридических лиц.

Проектом приказа уточняется определение «руководитель объекта», учитывающее данное изменение законодательства.

Проект приказа МЧС России «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596» вносит изменения в приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

https://www.nsopb.ru/events/ob-opredelenii-porjadka-vidov-srokov-obuchenija-lic-osushhestvljajushhih-trudovuju-ili-sluzhebnuju-dejatelnost-po-programmam-protivopozharnogo-instruktazha-trebovanij-k-soderzhaniju-ukazannyh-programm_3011

С 27 апреля вступят в силу поправки в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре в РФ № 290. Большинство поправок связано с реализацией новеллы, недавно появившейся в Законе о пожарной безопасности, согласно которой на объектах, входящих в утвержденный Правительством РФ перечень, федеральный государственный пожарный надзор осуществляется в режиме постоянного государственного контроля (надзора), то есть с возможностью постоянного пребывания инспекторов на объектах и совершении ими ряда контрольных (надзорных) действий. В этот правительственный перечень (сам перечень является секретным) могут попасть (Постановление Правительства РФ от 17 апреля 2024 г. № 485):

- критически важные для национальной безопасности страны объекты,

- другие особо важные пожароопасные объекты,

- особо ценные объекты культурного наследия народов РФ,

- объекты ЗАТО и федеральных территорий,

где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы. Пожарный надзор проводится на этих объектах указанными подразделениями.

В связи с введением на указанных объектах режима постоянного государственного контроля (надзора) в Положение № 290 внесены нормы о:

- полномочиях государственных и главных государственных пожарных инспекторов упомянутых подразделений,

- порядке пожарного надзора в режиме постоянного. В частности, установлено, что таковой осуществляется на основании годовых графиков, которые доводятся до сведения контролируемых лиц до начала очередного календарного года, при выявлении нарушений выдаются предписания, а сам постоянный надзор не исключает внеплановых КНМ (то есть вне утвержденного графика).

Кроме того, в Положение № 290 внесены некоторые поправки, касающиеся проверок в отношении всех остальных объектов. В частности, уточнены правила расчета критерия добросовестности (для отнесения объекта к категории риска) - для любых объектов на 7 баллов (с 8 до 15) увеличен показатель добросовестности по критерию "Наличие в отношении объекта действующего неисполненного предписания о нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции)".

https://www.garant.ru/news/1708532

МЧС России хочет законодательно приравнять изображение с камер беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) к видео со стационарных камер видеонаблюдения. Так у ведомства появится возможность доказывать вину нарушителей противопожарных правил, сообщает ТАСС со ссылкой на директора департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергея Воронова.

Сотрудники пожарного надзора активно применяют беспилотники для поиска и фиксации нарушений требований пожарной безопасности. Однако выписать протокол об административном правонарушении на основании данных с видеокамер беспилотников действующее законодательство не позволяет. Хотя в отношении дорожных камер, в автоматическом режиме фиксирующие нарушения на автотрассах, такой правовой алгоритм существует. 

В Рабочую группу на рассмотрение поступили доработанные проекты приказов МЧС России:

«Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

- «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596».

В соответствии с изменениями, внесенными указанным федеральным законом в части вторую и третью статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее – Федеральный закон № 69-ФЗ), требования указанной статьи распространены на всех собственников объектов защиты или лиц, которые владеют объектами защиты на ином законном основании (на праве аренды, хозяйственного ведения, оперативного управления и другое), либо привлекаемых собственниками или такими лицами в целях обеспечения безопасной эксплуатации объекта защиты на основании договора физических или юридических лиц.

Проектом приказа уточняется определение «руководитель объекта», учитывающее данное изменение законодательства.

Проект приказа МЧС России «О внесении изменений в приказ МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596» вносит изменения в приказ МЧС России от 05.09.2021 № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

На сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке первой редакции проекта СП «Здания и комплексы высотные. Требования пожарной безопасности».

Текст проекта СП

Настоящий свод правил устанавливает требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве, реконструкции и техническом перевооружении зданий класса функциональной пожарной опасности Ф1.3 высотой более 75 м и зданий других классов функциональной пожарной опасности высотой более 50 м.

Данный свод правил не распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и техническое перевооружение высотных зданий и сооружений производственного, складского и сельскохозяйственного назначения.

https://www.nsopb.ru/events/uvedomlenie-o-razrabotke-pervoj-redakcii-proekta-sp-zdanija-i-kompleksy-vysotnye-trebovanija-pozharnoj-bezopasnosti_3009

Ранее на нашем портале была опубликована статья, в которой автор рассуждал о том, как может осуществляться федеральный государственный пожарный надзор в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее – ПГН). Однако на тот момент он руководствовался лишь изменениями в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые не содержали никакой конкретики по этому вопросу.

Но прошло полгода и 19 апреля было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 17.04.2024 № 485 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Этим нормативным правовым актом внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – Положение), в том числе касающиеся организации и осуществления ПГН. В данной статье рассмотрим все нововведения, связанные с реализацией этой абсолютно новой формы осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Итак, начнем.

В первый пункт Положения добавлен абзац следующего содержания:

«На объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (далее - объекты постоянного государственного надзора), федеральный государственный пожарный надзор осуществляется указанными подразделениями в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее - постоянный государственный надзор) в порядке согласно приложению № 1».

В целом все понятно, есть некий перечень объектов, на которых ФГПН будет осуществляться в режиме ПГН, в свободном доступе данный перечень отсутствует.

Далее в пп. г, п. 4 Положения исключены слова «специальные и воинские», а также добавлен подпункт «д» следующего содержания:

«д) структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора».

Этот подпункт неразрывно связан с дальнейшими изменениями, о которых расскажем ниже, но, забегая вперед, отметим, что в настоящее время функции главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений исполняют их руководители, тогда как после вступления в силу постановления Правительства РФ № 485 (27 апреля 2024 года) эти обязанности перейдут на руководителей соответствующих структурных подразделений (отделы федерального государственного пожарного надзора).

Соответственно, органом ГПН будут являться объектовые подразделения и соответствующие структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

В этой связи изменены пп. «м» и «н» п. 10 Положения, которыми определены должности, обладающие полномочиями главных государственных инспекторов:

«м) главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

н) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники структурных подразделений специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители».

Также дополнен подпункт «п» следующего содержания:

«п) государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору – сотрудники структурных подразделений отделов (отделений) и пожарно-спасательных частей объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора».

Законодателем введена дополнительная категория государственных инспекторов особо важных и режимных объектов по пожарному надзору (далее – инспектора ОВРО), об их правах поговорим ниже, однако, можем сразу отметить, что указанные инспектора ОВРО обладают меньшими полномочиями, по сравнению с обычными государственными инспекторами и не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях, т.к. эти лица не включены в ст. 28.3 КоАП РФ, а также в приказ МЧС от 5 апреля 2012 г. № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», скорее всего эти вопросы останутся за обычными государственными инспекторами, которые также присутствуют на объектах из перечня.

В новой редакции изложены пункты 15-18 Положения, определяющие права различных государственных инспекторов, в целом они идентичны существующим либо незначительно скорректированы с учетом ПГН, отметим некоторые из них:

«Государственные инспекторы … имеют право:

з) принимать решения при осуществлении постоянного государственного надзора, а также при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

и) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при осуществлении постоянного государственного надзора, а также при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;».

Исходя из приведенного текста можно сделать вывод, что государственные инспектора объектовых, специальных и воинских подразделений могут осуществлять ФГПН как в обычном режиме, так и в режиме ПГН.

Также указанным инспекторам добавлено право выдавать предписания:

«л) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности».

Указанные должностные лица и ранее могли выдавать предписания в рамках осуществления надзора в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», где предписание является одним из видов решений, принимаемых по результатам КНМ. Появление этого пункта скорее всего связано с особенностями осуществления ФГПН в отношении органов исполнительной власти при проверке полномочий по обеспечению пожарной безопасности, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положение дополнено п. 18(1), определяющим права инспекторов ОВРО:

«18(1). Государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) совершать контрольные (надзорные) действия при осуществлении постоянного государственного надзора;

б) привлекать к проведению контрольных (надзорных) действий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

в) запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) действия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольных (надзорных) действий, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) действия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольных (надзорных) действий;

д) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

е) принимать решения при осуществлении постоянного государственного надзора;

ж) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при осуществлении постоянного государственного надзора;

з) осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования и профилактического визита».

Как видим, данная категория инспекторов не может осуществлять КНМ, а имеет лишь право совершать контрольные (надзорные) действия и проводить другие мероприятия только в рамках постоянного государственного надзора.

Подпунктом «д» п. 19 Положения установлено право главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместителей утверждать график осуществления постоянного государственного надзора.

Пункт 41 Положения дополнен абзацем, указывающим, что в отношении объектов постоянного государственного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Пункт 53 Положения дополнен следующим абзацем:

«Информирование о присвоенной категории риска объектам постоянного государственного надзора осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны».

Таким образом, риск-ориентированный подход сохраняется и при осуществлении ФГПН в режиме ПГН.

Вот мы и подобрались к приложению № 1, которое будет добавлено сразу после основного текста Положения. Указанным приложением определен порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее – Порядок).

Честно сказать, Порядок представлен довольно скудно и после его прочтения осталось множество вопросов из разряда «А как?», на которые пока что нет точных ответов.

Итак, Федеральный государственный пожарный надзор в режиме постоянного государственного контроля (надзора) осуществляется на основании графиков осуществления постоянного государственного надзора.

Указанные графики утверждаются главными государственными инспекторами соответствующих органов ГПН или их заместителями до 1 декабря года, предшествующего году осуществления постоянного государственного надзора, и доводятся до контролируемых лиц до 31 декабря года, предшествующего году осуществления постоянного государственного надзора.

Вопрос осуществления ПГН и разработки графиков на оставшуюся часть 2024 года на момент написания материала определен не был.

В графиках ПГН должны содержаться следующие сведения:

«а) наименование органа, уполномоченного на осуществление постоянного государственного надзора;

б) сведения о правообладателе, эксплуатирующем объекты постоянного государственного надзора (наименование и место нахождения юридического лица);

в) сведения о конкретных объектах постоянного государственного надзора, в отношении которых предусмотрено осуществление контрольных (надзорных) действий;

г) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на осуществление постоянного государственного надзора;

д) перечень осуществляемых контрольных (надзорных) действий в отношении объектов постоянного государственного надзора».

Сотрудникам, осуществляющим ФГПН в режиме ПГН доступны те же контрольные действия, что и при нормальном режиме ФГПН:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

При этом выбор конкретных контрольных действий остается за органом ГПН, в зависимости от необходимости их проведения для оценки противопожарного состояния объекта.

По результатам контрольных действий при выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и применяются меры по пресечению нарушений требований пожарной безопасности.

Пунктом 4 приложения № 1 к Положению установлено следующее:

«Установление постоянного государственного надзора в отношении объекта не исключает организацию и проведение в отношении такого объекта внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий».

Таким образом, проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий также возможно для объектов из Перечня. Но вопрос как именно это будет организовано остается открытым.

Далее указывается на то, что при осуществлении ПГН возможно взаимодействие с контрольными органами, осуществляющими иные виды контроля, а также приводятся общие фразы о действиях должностных лиц, осуществляющих ПГН, при получении информации о нарушениях обязательных требований в области пожарной безопасности или иных нарушений, не относящихся к предмету ПГН, в этом случае соответствующая информация в течение трех рабочих дней направляется в контрольные органы по компетенции.

На этом все, иных положений, регулирующих порядок осуществления ФГПН в режиме ПГН Положением не установлено, вероятно, следует ожидать от МЧС какой-то дополнительный нормативный документ, более подробно определяющий организацию ПГН, но пока такого документа нет.

Незаметные, но важные изменения

В заключение, хотим отметить еще два на наш взгляд важных изменения, которые вносятся этим же постановлением Правительства РФ № 485, и на которые, возможно, мало кто обратит внимание.

Изменены значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения по критерию «Наличие в отношении объекта действующего предписания органа государственного пожарного надзора, содержащего сведения об не устранённых нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции)» значение 8 изменено на 15 по всем видам объектов.

Аналогично, для объектов транспортной инфраструктуры, а также для производственных объектов и наружных установок по критерию «Наличие в отношении объекта (наружной установки) действующего предписания органа государственного пожарного надзора, содержащего сведения об неустраненных нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции)» значения 8 и 9 изменены на 15 по всем видам объектов.

Таким образом, если по результатам проведенных расчетов на объекте показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара находился близко к границе перехода на более высокую категорию риска, то после вступления изменений в силу категория риска таких объектов будет повышена. Простыми словами, неисполненные предписания подходящие под указанный критерий добросовестности, будут влиять на итоговую категорию риска объекта защиты в два раза сильней.

Кроме того, пунктом 2 изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 485 установлено, что в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. № 1502 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» слово «января» заменить словом «апреля», тем самым перенесен срок вступления в силу с 1 января 2025 года на 1 апреля 2025 года изменений, касающихся порядка проведения расчетов категории риска объектов, а также дополнения нескольких новых критериев добросовестности в Положение, что также повлияет на итоговую категорию риска объектов надзора.

Вот такие изменения внесены в деятельность органов ФГПН. Как они будут реализованы на практике и насколько улучшат противопожарное состояние объектов надзора, покажет время.

Источник: https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/kak-budet-osushchestvlyatsya-pozharnyy-nadzor-v-rezhime-postoyannogo-gosudarstvennogo-kontrolya-a-ta/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

Проект приказа Минстроя о внесении изменения в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований по федеральному государственному строительному надзору опубликован на федеральном портале нормативных правовых актов.

Документ предлагает добавить новый индикатор риска нарушения обязательных требований:

- внесение в соответствии с ч. 3.8 ст. 49 Градостроительного кодекса четырех или более изменений в проектную документацию строящегося, реконструируемого объекта капитального строительства, получившую в течение календарного года положительное заключение государственной экспертизы проектной документации.

В этой связи многократное внесение изменений в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы, может свидетельствовать о нарушении обязательных требований, являющихся предметом федерального государственного строительного надзора. - говорится в пояснительной записке.

Индикаторы утверждены приказом Минстроя России №979/пр от 21.12.2021. Они нужны для оценки риска причинения вреда (ущерба) при принятии решения о проведении внепланового контрольного мероприятия и о выборе его вида.

При выявлении индикаторов риска Госстройнадзор по согласованию с прокуратурой имеет право провести внеплановую документарную или выездную проверку.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/04/23/minstroy-predlagaet-uvelichit-chislo-proverok-dlya-obektov-pri-i

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, г. Ростов-на-Дону,
 улица Матросова, 35

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, зд. 33

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск