МЧС анонсировало план подготовки нормативных правовых актов в системе России на текущий год.

В III квартале 2024 года будут внесены изменения:

- в Правила аттестации должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска, утв. постановлением Правительства РФ от 29 ноября 2021 г. № 2081 (заявление об аттестации, документы и сведения, представляемые в МЧС разрешат подписывать госключом на ЕПГУ, а сроки их рассмотрения сократят с 3 до 2 дней)[2];

- в Формы проверочных листов для проверок в области гражданской обороне, утв. приказом МЧС России от 04.02.2022 № 61;

- в Формы проверочных листов для проверок в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утв. приказом МЧС России от 04.02.2022 № 62;

- в Требований к хранению боевого ручного стрелкового оружия, боеприпасов, порядка ведения их учета, транспортировки и перевозки.

В IV квартале 2024 г. предполагается внести изменения:

- в Правила противопожарного режима в РФ;

- в Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны;

- в Перечень подразделений и должностей военнослужащих спасательных воинских формирований МЧС России, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом, служба на которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях;

- в Правила оценки соответствия объектов защиты (продукции) установленным требованиям пожарной безопасности путем независимой оценки пожарного риска, утв. постановлением Правительства РФ от 31.08.2020 № 1325;

- в Порядок, виды, сроки обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требования к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 18.11.2021 № 806;

- в Типовые дополнительные профессиональные программы в области пожарной безопасности, утв. приказом МЧС России от 5 сентября 2021 г. № 596;

- Требования к транспортным средствам, используемым для осуществления неотложных действий по защите жизни и здоровья граждан, и специальным оперативно-служебным транспортным средствам уголовно-исполнительной системы для перевозки лиц, находящихся под стражей, а также к специальным оперативно-служебным транспортным средствам таможенных органов Российской Федерации;

- в Примерное положение о спасательных службах;

- в Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, утв. приказом МЧС России от 15.06.2023 № 588;

- в Формы и содержание текстовых и графических частей, входящих в паспорта и положение о системах оповещения населения;

- в Критерии оценки готовности систем оповещения населения к использованию по предназначению и формы акта по результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/05/24/mchs-vneset-izmeneniya-v-pravila-protivopozharnogo-rezhima-i-pro

На федеральном портале проектов нормативно правовых актов размещен проект приказа МЧС России «Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги «Аттестация физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию» (далее – проект).

В проекте предусмотрено три варианта предоставления указанной государственной услуги, в зависимости от признаков заявителя, определяемых путем его профилирования, при этом для каждого из вариантов установлены разные сроки.

Документ: проект Административного регламента

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-proekt-administrativnogo-reglamenta-po-attestatsii-proektirovshchikov-sredstv-obespechen

Мы подготовили для вас цикл статей о разработке и согласовании раздела № 9 проектной документации «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности» (далее — МОПБ). В первой публикации постараемся очень подробно ответить на вопросы: «Что это за раздел, зачем и в каких случаях его разрабатывают?»

Для того чтобы ответить на вопрос о необходимости разработки МОПБ, в первую очередь обратимся к основному закону нашего государства — Конституции Российской Федерации, в соответствии со статьей 7 которой Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Обеспечение достойной жизни человека — понятие достаточно обобщенное и включает в себя различные сферы деятельности людей: политическую, социальную, промышленную, строительную и другие.

Однако нас интересует строительная сфера деятельности людей, а если обращаться именно к нормативным определениям, то, правильнее сказать градостроительная.

Следует обозначить определение градостроительной деятельности — это деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции, сноса объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, комплексного развития территорий и их благоустройства (ст. 1 Градостроительного кодекса РФ – далее ГрК РФ).

Также необходимо обозначить важные для ответа на наш первоначальный вопрос некоторые принципы законодательства в градостроительной деятельности:

1) обеспечение комплексного и устойчивого развития территории на основе территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории;

2) осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов (ст. 2 ГрК РФ).

Первый принцип является основополагающим, то есть для обеспечения устойчивого развития территорий необходимо обеспечить при осуществлении градостроительной деятельности безопасность и благоприятные условия жизнедеятельности человека, ограничить негативные воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и обеспечить охрану и рациональное использование природных ресурсов в интересах настоящего и будущего поколений (ст. 1 ГрК РФ). Следовательно, возникает следующая зависимость, которая для наглядности изображена на схеме.

Таким образом, можно вывести прямую зависимость: для обеспечения достойной жизни людей необходимо, в частности, обеспечить и пожарную безопасность объекта, что в свою очередь начинается с разработки раздела МОПБ на стадии проектирования объекта.

Вернемся ко второму обозначенному нами принципу законодательства в градостроительной деятельности, который раскрывает нам уже более конкретную связь между градостроительной деятельностью и пожарной безопасностью, — «осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований технических регламентов». Разумеется, перечень данных регламентов достаточно широкий, но нас интересуют те, которые и регламентируют требования пожарной безопасности, а именно:

1. Технический регламент о безопасности зданий и сооружений (Федеральный закон от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ).

2. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности (Федеральный закон от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ).

Таким образом, мы уже приближаемся к более детальному ответу на первоначальный вопрос о необходимости разработки раздела МОПБ. Но прежде хотелось бы обозначить также этапы существования объекта защиты, к которым относятся:

1) проектирование (архитектурно-строительное);

2) строительство;

3) ввод в эксплуатацию;

4) эксплуатация и техническое обслуживание;

5) реконструкция (заметим, что на этом этапе объект вновь будет проживать все предыдущие этапы).

Теперь непосредственно перейдем к первому этапу существования объекта защиты — его первоисточнику — архитектурно-строительному проектированию.

Архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации, рабочей документации (в том числе путем внесения в них изменений в соответствии с настоящим Кодексом) применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю (ст. 48 ГрК РФ).

И именно на стадии архитектурно-строительного проектирования начинается обеспечение пожарной безопасности объекта защиты, а следовательно, и возникает необходимость разработки раздела МОПБ.

Необходимость разработки раздела МОПБ четко закреплена в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года № 87 «О составе разделов проектной документации и требования к их содержанию». В пункте 3(1) данного документа говорится:

«В состав проектной документации для строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, а также проектной документации, подготовленной в отношении отдельных этапов строительства объектов капитального строительства производственного и непроизводственного назначения, в обязательном порядке включаются следующие разделы: <…>

и) раздел 9 «Мероприятия по обеспечению пожарной безопасности».

Следовательно, на стадии подготовки проектной документации ВСЕГДА необходимо разрабатывать раздел МОПБ (или, как его еще называют, 9 раздел).

Однако условия необходимости разработки 9 раздела для других этапов существования объекта защиты не такие категоричные, как для подготовки проектной документации.

Как уже было показано на схеме, на стадии подготовки рабочей документации разработка раздела МОПБ не требуется. Но существуют и исключения из правил, например, при обнаружении каких-либо ошибок, допущенных при проектировании объекта, могут вноситься корректировки в 9 раздел (разумеется, при повторном согласовании в экспертных организациях).

И последний момент, который необходимо рассмотреть, — это необходимость разработки раздела МОПБ для объекта защиты уже на стадии его эксплуатации. Здесь ситуация примерно такая же, как и для стадии разработки рабочей документации, то есть для эксплуатируемого объекта раздел уже должен быть разработан, но при изменении характеристик объекта, например, его функционального назначения, перепланировке здания и тому подобное, то есть на стадии его капитального ремонта или реконструкции, при необходимости следует вносить корректировки в проектную и рабочую документацию, в том числе и раздел МОПБ или даже разрабатывать новый раздел.

Подытожим:

1. Раздел МОПБ или 9 раздел — это документация, в которой обозначен комплекс необходимых мероприятий для обеспечения защиты объекта от пожаров, что в свою очередь необходимо для обеспечения защиты жизни и здоровья людей, другими словами, обеспечения их безопасности.

2. Разработка данного раздела в обязательном порядке требуется на стадии подготовки проектной документации.

3. На стадии разработки рабочей документации разработка 9 раздела не требуется, однако в некоторых случаях в раздел могут вноситься корректировки при повторном согласовании раздела.

4. В случае изменении характеристик объекта уже на стадии эксплуатации объекта (при капитальном ремонте или реконструкции) в раздел МОПБ могут вноситься как правки, так и разрабатываться новый раздел. Примером может послужить разработка нового раздела при изменении функционального назначения объекта или внесение корректировок в уже имеющийся раздел в случае изменения параметров объекта защиты (высоты, количества этажей и т. п.).

Источник: https://propb.ru/articles/proektirovanie-sistem-protivopozharnoy-zashchity/zachem-i-v-kakikh-sluchayakh-razrabatyvaetsya-razdel-9-proektnoy-dokumentatsii-meropriyatiya-po-obes/

На сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке проекта первой редакции СП «Порядок оформления специальных технических условий, отражающих специфику обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности» (далее – проект).

Его разработчиком является ДНД и ПР МЧС России.

В проекте изложены требования к содержанию СТУ, правила построения СТУ, а также требования к оформлению текста и таблицы разногласий СТУ.

Документы:

Проект свода правил

Пояснительная записка

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-proekt-svoda-pravil-o-poryadke-oformleniya-stu-/

Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты является обязательным для ведения на каждом объекте документом.

С 1 января 2021 года вступили в силу обновленные Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479. Данные правила ввели требование о необходимости ведения на объекте журнала эксплуатации систем противопожарной защиты. Ранее необходимо было вести несколько разных журналов. С 1 января 2021 года такой журнал стал единым для всех видов работ, касающихся пожарной безопасности.

Журнал эксплуатации систем противопожарной защиты должен заполняться при проведении любых работ, связанных с обслуживанием систем или средств обеспечения пожарной безопасности. Перечень включает в себя испытания пожарных лестниц, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной сигнализации, оповещения, пожаротушения, внутреннего и наружного противопожарного водопровода, противодымной вентиляции и огнетушителей. В журнале эксплуатации необходимо фиксировать конкретные действия, выполненные при проведении этих работ.

Например, в журнале нужно отображать: испытание пожарных лестниц, наружных открытых лестниц для эвакуации – один раз в пять лет; проверку средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара на предмет отсутствия механических повреждений и их целостности - один раз в год; проверку огнезадерживающих устройств в воздуховодах, устройств блокировки вентиляционных систем с автоматическими установками пожарной сигнализации или пожаротушения, автоматических устройств отключения общеобменной вентиляции и кондиционирования при пожаре – в соответствии с технической документацией; работы по очистке вентиляционных камер, циклонов, фильтров и воздуховодов от горючих отходов и отложений – не реже одного раза в год; обслуживание и ремонт наружных и внутренних водопроводов противопожарного водоснабжения не реже двух раз в год; перекатку пожарных рукавов и проверку надлежащего состояния водокольцевых катушек – не реже одного раза в год; проверку работоспособности задвижек с электроприводом не реже двух раз в год; проверку пожарных основных рабочих и резервных пожарных насосных агрегатов – ежемесячно; учет наличия, периодичности осмотра и сроков перезарядки огнетушителей; работы по очистке вытяжных устройств, аппаратов и трубопроводов от пожароопасных отложений; проверку покрывала для изоляции очага возгорания на предмет отсутствия механических повреждений и его целостности – один раз в год.

В соответствии с требованиями постановления Правительства № 1479, ответственность за ведение журнала возложена на руководителя организации. постановление Правительства № 1479

Пункт 17.1. Руководитель организации обеспечивает ведение и внесение информации в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. Кроме этого, руководитель объекта вправе назначить ответственного за обеспечение пожарной безопасности.

Постановление Правительства № 1479 Пункт 4. Руководитель организации вправе назначать лиц, которые по занимаемой должности или по характеру выполняемых работ являются ответственными за обеспечение пожарной безопасности на объекте защиты. Таким образом, за ведение журнала ответственность несут руководитель объекта или лица, назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

Разделы журнала эксплуатации систем противопожарной защиты, касающиеся технического обслуживания и ремонта, проведение которых допускается выполнять организациями, имеющими специальные разрешения (лицензии), могут заполняться представителями таких организаций. Для поддержания всех средств в исправном состоянии, необходимо их периодическое обслуживание и (или) испытание. Монтаж такого оборудования, его обслуживание и испытание в большинстве своём могут проводиться исключительно силами лиц, имеющих на это специальное разрешение (лицензию).

К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации. Таким образом, обслуживающая организация должна вносить в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты конкретные операции, проводимые с оборудованием в ходе технического обслуживания и (или) ремонта.

В соответствии с пунктом 17.1 Правил противопожарного режима, форма ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяется руководителем объекта защиты. Единая форма журнала не установлена.

Допускается ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты в электронном виде.

За отсутствие на объекте журнала или отсутствие в нём необходимых записей в ходе проверки инспектор вправе привлечь должностное лицо, совершившее правонарушение, к ответственности по статье 20.4 КоАП РФ. Сумма административного штрафа для должностных лиц составляет от 20 до 30 тысяч рублей.

Образец заполнения журнала ЭСПЗ для офиса

Образец заполнения журнала ЭСПЗ дл школы

https://nsopb.ru/events/kak-zapolnjat-zhurnal-jekspluatacii-sistem-protivopozharnoj-zashhity-v-2024-godu_3026

Научно-исследовательский институт противопожарной обороны объявил о разработке первой редакции СП 6.13130 «Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты. Электроустановки низковольтные. Требования пожарной безопасности».

Первая редакция СП устанавливает:

  • требования пожарной безопасности электрооборудования зданий
  • электроприемников СПЗ, и их питанию,
  • к организационно-техническим мероприятиям для защиты оборудования от возгораний
  • порядок расчета емкости АКБ для работы СПЗ при прекращении подачи электроснабжения от основного источника питания
  • проверка автоматических выключателей на ложные срабатывания в пусковом режиме с учетом пусковых токов двигателей установок водяного пожаротушения.

Применение СП позволит повысить уровень защиты электрооборудования от возгораний, а также ликвидирует разночтения и противоречия нормативных документов в сфере пожарной безопасности. 

Правительство планомерно работает над снижением последствий природных пожаров, определен комплекс мер по борьбе с ними, рассказал кандидат на пост министра по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александр Куренков, отвечая на вопрос сенатора Олега Кувшинникова, в ходе консультаций в СФ на 567-м пленарном заседании

Правительством Российской Федерации проводится направленная, планомерная работа по снижению негативных последствий таких пожаров. Определен комплекс мер по борьбе с природными пожарами

Куренков отметил, что муниципальные районы должны создавать муниципальные пожарные охраны для защиты населенных пунктов от палов и продвигающегося огня, также предлагается установить противопожарное расстояние от границ населенных пунктов в районах, подверженных ландшафтным пожарам, до зданий и сооружений минимум 100 метров.

Ранее Председатель СФ Валентина Матвиенко отметила, что нужно задуматься о дополнительных мерах по предупреждению и защите от лесных пожаров и наводнений.

https://senatinform.ru/news/kurenkov_prizval_sozdavat_munitsipalnye_pozharnye_okhrany

Совет при Главном управлении, созданный в 2019 году, осуществляют контроль в сфере деятельности ведомства с учетом интересов граждан и общественных организаций, их прав и свобод. Общественный совет призван обеспечить согласование социальных интересов граждан, общественных объединений и органов публичной власти при осуществлении МЧС России своих функций и полномочий.

«Ваш жизненный опыт, разносторонние знания в различных сферах деятельности, взвешенная и твердая гражданская позиция играют существенную роль в реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера жителей Дона», - отметил начальник ГУ МЧС России по Ростовской области Сергей Филиппов, обращаясь к участникам совещания.

Он подчеркнул, что общественный совет при Главном управлении активно принимает участие в мероприятиях, направленных на нравственно-патриотическое воспитание молодежи, формирование позитивного имиджа пожарных и спасателей Дона.

При участии Общественного совета налажено тесное сотрудничество областного чрезвычайного ведомства с общественными организациями, в том числе с представителями волонтерского движения.

В рамках заседания члены Совета утвердили план заседаний на 2024 год, а также обсудили приоритетные направления в области защиты населения и территории Ростовской области. На повестке дня - вопросы подготовки к купальному сезону, весенне-летнему пожароопасному периоду и детской летней оздоровительной кампании 2024 года.

Председатель Общественного совета Виктор Шкареда подытожил, что совет стал хорошим подспорьем для Главного управления, обеспечивающим четко налаженную связь между МЧС России и общественностью.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

Совет при Главном управлении, созданный в 2019 году, осуществляют контроль в сфере деятельности ведомства с учетом интересов граждан и общественных организаций, их прав и свобод. Общественный совет призван обеспечить согласование социальных интересов граждан, общественных объединений и органов публичной власти при осуществлении МЧС России своих функций и полномочий.

«Ваш жизненный опыт, разносторонние знания в различных сферах деятельности, взвешенная и твердая гражданская позиция играют существенную роль в реализации государственной политики в области обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, а также защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера жителей Дона», - отметил начальник ГУ МЧС России по Ростовской области Сергей Филиппов, обращаясь к участникам совещания.

Он подчеркнул, что общественный совет при Главном управлении активно принимает участие в мероприятиях, направленных на нравственно-патриотическое воспитание молодежи, формирование позитивного имиджа пожарных и спасателей Дона.

При участии Общественного совета налажено тесное сотрудничество областного чрезвычайного ведомства с общественными организациями, в том числе с представителями волонтерского движения.

В рамках заседания члены Совета утвердили план заседаний на 2024 год, а также обсудили приоритетные направления в области защиты населения и территории Ростовской области. На повестке дня - вопросы подготовки к купальному сезону, весенне-летнему пожароопасному периоду и детской летней оздоровительной кампании 2024 года.

Председатель Общественного совета Виктор Шкареда подытожил, что совет стал хорошим подспорьем для Главного управления, обеспечивающим четко налаженную связь между МЧС России и общественностью.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

Президент России Владимир Путин назначил Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Александра Куренкова. Соответствующий Указ о назначении членов Правительства Российской Федерации подписан сегодня.

Источник: https://mchs.gov.ru/

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск