На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ МЧС России от 29.09.2021 № 641 «Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее — приказ МЧС № 641).
Для чего издан этот приказ, что это за индикаторы такие и как они будут применяться на практике? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье. Что понимается под индикаторами риска нарушения обязательных требований Вначале давайте разберемся с так называемыми индикаторами риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Мы раннее очень подробно о них рассказывали в статье о приказе МЧС России от 07.06.2021 № 364, утверждающем перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.
Там мы «разжевали» все по максимуму с приведением примеров. Исходя из имеющейся в нашем распоряжении информации, можно смело предположить — подход к применению индикаторов риска как при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, так и при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) будет одинаковым. Если попробовать изложить идею индикаторов риска, заложенную в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) в максимально сжатой форме, дабы не повторяться, то индикаторы риска можно сравнить со своеобразными сигнализаторами, которые контролируют определенную область (критерий) на поднадзорных объектах, при этом непосредственного взаимодействия с поднадзорным объектом нет (происходит только мониторинг информации, поступаемой с объекта в установленном законодательством порядке).
Если происходит полное совпадение контролируемых данных с фактическими сведениями, полученными с поднадзорного объекта, то это является сигналом надзорному органу для принятия решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Какие именно индикаторы риска предусмотрены приказом МЧС № 641 Что же относится к этим контролируемым областям (данным, критериям) в соответствии с приказом МЧС № 641? Всего приказом предусмотрено четырнадцать индикаторов риска.
При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений используются следующие индикаторы риска: поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;
поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника у двух и более лицензиатов;
отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата по истечении одного календарного года со дня получения лицензии или со дня подачи лицензиатом последнего уведомления; наличие информации у лицензирующего органа о работнике в штате у лицензиата, выполняющем работы (оказывающим услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ;
установление при проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям факта наличия оборудования, которое имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в приложении к Положению, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности. Для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры предусмотрены следующие индикаторы риска: поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;
поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, являющийся ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника у двух и более лицензиатов;
поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата, оказывающего услуги в разных муниципальных образованиях, в том числе межселенных территориях одного субъекта Российской Федерации и (или) в разных субъектах Российской Федерации. отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата по истечении одного календарного года со дня получения лицензии или со дня подачи лицензиатом последнего уведомления;
наличие информации у лицензирующего органа о работнике лицензиата, участвующем в действиях по тушению пожаров, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ; поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в пункте 50(3) Положения, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности.
Источник: https://propb.ru/articles/litsenziruemye-vidy-deyatelnosti/kak-litsenziruyushchie-organy-budut-primenyat-indikatory-riska-narusheniya-obyazatelnykh-trebovaniy/