Меры по предотвращению ландшафтных пожаров обсудили на совещании в правительстве Ростовской области под председательством заместителя главы региона С. Бодрякова.

Основная цель – профилактика и минимизация последствий природных пожаров. Как доложил заместитель начальника ГУ МЧС России по Ростовской области С. Мордвиненко, на сегодняшний день количество загораний сухой травы и камыша увеличилось почти в 4,5 раза, а их площадь – более чем в 5 раз по сравнению с прошлогодними показателями. Рост количества ландшафтных пожаров зарегистрирован в 29 городских округах и муниципальных районах. Наибольшее количество загораний отмечено в Аксайском, Веселовском, Матвеево-Курганском и Неклиновском районах.

Сергей Мордвиненко обратил внимание глав муниципалитетов на недостаточную подготовительную работу и необходимость устранения основных причин таких пожаров, а именно несвоевременные покос травы, уборка мусора и сухой травянистой растительности в границах населенных пунктов, отсутствие минерализованных полос, а также неисправность систем наружного противопожарного водоснабжения.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

Соблюдение пожарной безопасности (ППБ) — важная составляющая во всех сферах жизни. Кроме того, в июне 2022 года вступил в силу закон, существенно повысивший штрафы за нарушение этих правил. «Известия» рассказывают о размере санкций для ИП, физических, должностных и юридических лиц.

Что считается нарушением правил пожарной безопасности в 2024 году

Перечень возможных нарушений пожарной безопасности довольно обширен, так как для каждого типа объектов (жилые дома, леса, поля, производственные помещения, торговые центры, транспортная инфраструктура и т.д.) установлены свои правила. Ознакомиться с ними можно в соответствующих нормативно-правовых актах.

Большинство нарушений можно объединить в несколько больших групп: несоблюдение требований по обеспечению безопасности и обучению ответственных лиц и персонала правилам ППБ, создание условий для возникновения возгорания, препятствование эффективному тушению.

К наиболее распространенным нарушениям относятся: курение и разведение костров в неустановленных местах, пренебрежение правилами пользования электросетей и электроприборов, загромождение балконов, общих коридоров, пожарных лестниц, использование легковоспламеняющихся материалов при отделке помещений, отсутствие систем пожарной сигнализации или пожаротушения.

Штрафы за нарушение правил пожарной безопасности в 2024 году

Размер штрафа будет зависеть от того, кто и при каких обстоятельствах совершил правонарушение.

Если в результате несоблюдения ППБ не пострадали ни люди, ни имущество, физическое лицо получит предупреждение или штраф в размере от 5 тыс. до 15 тыс. рублей. Для должностных лиц при тех же условиях санкция будет иной — от 20 тыс. до 30 тыс. рублей. Индивидуальные предприниматели заплатят за подобные нарушения от 40 тыс. до 60 тыс. рублей, а юридические лица — от 300 тыс. до 400 тыс. рублей.

Некоторые случаи несоблюдения ППБ предусматривают более высокий штраф. Это касается повторных нарушений на объектах защиты из категории значительного, высокого или чрезвычайно высокого риска. При этом проступок должен быть связан с необеспечением нормальной работы противопожарного водоснабжения, систем пожаротушения (электрооборудования, установок и т.д.) и пожарной сигнализации, а также средств оповещения. В эту же категорию попадает отсутствие противодымной защиты и несоответствие эвакуационных путей требованиям пожарной безопасности.

За нарушения из этой категории физические лица могут быть оштрафованы на 12–20 тыс. рублей, должностные лица — на 30–60 тыс. рублей. Для ИП наказание серьезнее: штраф на 60–80 тыс. рублей. Самые крупные санкции предусмотрены для юридических лиц — штраф может достигать 800 тыс. рублей.

В случаях повышенной угрозы возникновения возгораний в регионах вводят особый противопожарный режим, предусматривающий дополнительные меры безопасности. Например, если летом слишком жарко и сухо, возникает риск возгорания на торфяниках или в местах большого скопления поваленного леса. В такие периоды могут быть введены запреты на разведение костров, использование источников открытого огня, посещение лесов и другие ограничения.

Нарушение ППБ во время действия этого режима для физических лиц обернется штрафом в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. Должностным лицам проступок такого рода обойдется в 30–60 тыс. рублей. Самые высокие штрафы предусмотрены для ИП и юрлиц: 60–80 тыс. рублей и 400–800 тыс. рублей соответственно.

Штрафы существенно возрастают, если из-за нарушения ППБ пострадало имущество либо был нанесен вред здоровью (легкой или средней тяжести). Физлицам грозит штраф в 40–50 тыс. рублей, а должностным лицам — в 80–100 тыс. рублей. ИП получат штраф на 90–110 тыс. рублей, а юридические лица — на 700–800 тыс. рублей. К двум последним категориям нарушителей может быть применена и другая мера наказания — приостановка деятельности на срок до месяца.

Юридическое лицо, действия которого привели к смерти человека или нанесли серьезный ущерб его здоровью, будет оштрафовано на сумму до 2 млн рублей. Также возможна приостановка деятельности на срок до 90 дней.

Штрафы за нарушение пожарной безопасности в лесах в 2024 году

С особым вниманием следует относиться к соблюдению правил пожарной безопасности в лесах, так как в такой местности распространение огня приводит к разрушительным последствиям.

Если в результате нарушения никто не пострадал и не был причинен вред имуществу, штраф для физические лица будут наказаны на 15–30 тыс. рублей, а для должностные — на 30–50 тыс. рублей. Юридические лица будут обязаны выплатить от 100 тыс. до 400 тыс. рублей.

Более строго наказываются такие проступки, как сжигание хвороста, сухой травы и других горючих материалов на земельных участках, прилегающих к лесам, без соблюдения техники безопасности. Физлицам такой костер обойдется в 30–40 тыс. рублей. Должностные лица заплатят от 40 до 60 тыс. рублей, а юридические — от 300 до 500 тыс. рублей.

Все упомянутые выше нарушения, совершенные в лесопарковой зоне, караются штрафом в 40–50 тыс. рублей для физических лиц и 50–80 тыс. рублей для должностных лиц. Санкции для юрлиц достигают 1 млн рублей.

Если из-за лесных пожаров на территории введен особый противопожарный режим, граждане, нарушившие ППБ, будут наказаны штрафом в размере 40–50 тыс. рублей. Должностные лица рискуют потерять от 60 до 90 тыс. рублей, а юридические — от 600 тыс. до 1 млн рублей.

Если из-за действий физического лица вспыхнул лесной пожар, но никто серьезно не пострадал, гражданин будет оштрафован на 50–60 тыс. рублей. Должностное лицо в схожих обстоятельствах получит штраф размером100–110 тыс. рублей, а юрлицо — в 1–2 млн рублей. Однако это касается только нарушений без признаков уголовного преступления.

Индивидуальные предприниматели, совершившие правонарушение, связанное с пожарной безопасностью в лесных зонах, будут нести такую же ответственность, как и юридические лица.

Уголовная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в 2024 году

Уголовной ответственности за нарушение ППБ подлежат лица, которые обязаны следить за их исполнением. Наказанию они подвергнутся, если их действия привели к чьей-либо гибели или причинению тяжкого вреда здоровью.

Если в результате несоблюдения ППБ кто-то серьезно пострадал (частично или полностью потерял трудоспособность, зрение, слух, получил стойкое психическое расстройство, ожоги и т.д.), штраф для нарушителя составит до 80 тыс. рублей. Он может быть заменен на ограничение свободы или принудительные работы сроком до трех лет. Также возможно тюремное заключение до трех лет.

В случае если то же деяние привело к смерти человека, наказание возрастет до до пяти лет принудительных работ или лишения свободы. Дополнительно суд может отобрать у нарушителя право занимать некоторые должности и вести определенную деятельность на три года. Если жертвами халатности стали несколько человек, ответственному за это грозит до пяти лет принудительных работ или до семи лет лишения свободы.

Ранее «Известия» рассказали, где можно курить, не нарушая закон.

https://iz.ru/1667933/2024-03-19/shtrafy-za-narushenie-pozharnoi-bezopasnosti-razmer-usloviia

В данной статье рассмотрим как определить категорию риска по пожарной безопасности своего объекта и какие надзорные мероприятия будут планироваться в отношении объекта.

Порядок и критерии отнесения объекта защиты к определенной категории риска устанавливаются приложением к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденному постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 в зависимости от значения показателя тяжести потенциальных негативных последствий пожаров.

В зависимости от присвоенной категории риска определяется периодичность проведения плановых контрольно-надзорных мероприятий органами пожарного надзора в соответствии с п. 41 Положения:

- категория чрезвычайно высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка (1 раз в год)

- категория высокого риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка 1 раз в 2 года;

- категория значительного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка 1 раз в 3 года;

- категория среднего риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка 1 раз в 5 лет;

- категория умеренного риска — инспекционный визит, рейдовый осмотр или выездная проверка 1 раз в 6 лет.

- категория низкого риска - плановые контрольные мероприятия не проводятся.

Отнесение объекта к определенной категории риска осуществляется территориальными ОНД с помощью внутренней автоматизированной системы МЧС России. По запросу орган государственного пожарного надзора предоставляет им информацию о присвоенной используемым ими объектам надзора категории риска, а также сведения, использованные при отнесении таких объектов к определенной категории риска.

Как узнать категорию риска по пожарной безопасности своего объекта?

Первый вариант - зайти на сайт Главного управления МЧС России по вашему региону на страницу с перечнями объектов, скачать данный файл и найти Ваш объект.

Второй вариант - обратиться в отдел надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по вашему региону.

Как определить категорию риска?

1 способ: Расчет категории с помощью калькулятора МЧС России для определения категории риска.

2 способ: Самостоятельно по формулам используя Приложение «Порядок и критерии отнесения объектов защиты к определенной категории риска» к Постановление Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре».

Возможно ли понизить категорию риска?

В случае несогласия с присвоенной категорией риска контролируемое лицо вправе обжаловать принятое решение. Собственник может подать в надзорный орган заявление об изменении присвоенной объекту категории, приложив к нему документы, подтверждающие факт изменения показателей.

Форма заявления является одинаковой как для предоставления сведений о присвоенной категории так и для изменения присвоенной категории риска.

Заявление на изменение категории риска также можно подать через Госуслуги по ссылке - https://knd.gosuslugi.ru/

В результате рассмотрения заявления, органом государственного пожарного надзора будет принято решение о возможном понижении категории риска.

Понижение категории риска объекта защиты допускается не более чем на одну ступень.

МЧС России регулярно пересматривает категории риска, присвоенные объектам.

Пересмотр категории риска объекта является обязательным при возникновении пожара на нем, обнаружении инспектором пожарного надзора нарушений требований пожарной безопасности во время плановых проверок или получении информации о проведении капитального ремонта на объекте, а также в других случаях.

Если результат оценки категории, полученный собственником, отличается от присвоенной МЧС России, он имеет право подать запрос на предоставление сведений, использованных при категорировании.

Рассмотрим 2 способа:

- обращение в территориальный орган надзорной деятельности с целью снижения присвоенной категории риска.
- формирование обращения через «Госуслуги»

Можно воспользоваться двумя способами: обратиться в территориальный орган надзорной деятельности и подать заявление об изменении присвоенной категории, приложив к нему необходимые документы, подтверждающие изменение обстоятельств или подать обращение дистанционно на Госуслугах.

1 способ - обращение в территориальный орган надзорной деятельности

Форма заявления является стандартной. После слов «Прошу предоставить выписку…» следует указать цель запроса: получение сведений или изменение категории.

После рассмотрения заявления компетентным органом будет принято решение о понижении категории риска или оставлении ее без изменений. В случае несогласия с решением, его можно обжаловать у вышестоящего должностного лица.

Собственник объекта имеет возможность самостоятельно влиять на присвоенную ему категорию риска. Необходимо выявить, какие факторы на объекте могут привести к увеличению категории риска. Анализируя данные таблиц, можно определить, какие показатели влияют на снижение индекса и могут привести к понижению категории риска до уровня "высокой". Наличие заключения о независимой оценке пожарного риска, наличие пожарной охраны или договора страхования рисков ущерба благоприятно сказываются на индексе.

Тогда как любое действующее предписание о устранении нарушений обязательных требований, выданное инспектором пожарного надзора в ходе проверки, может привести к увеличению категории риска. Поэтому необходимо внимательно изучить предписание по объекту и сообщить в территориальный орган об отсутствии или устранении выявленных нарушений.

 2 способ - заполнить обращение на «Госуслугах»

С 15 мая 2023 с помощью Госуслуг можно не только обжаловать действия контролирующего органа, но и поменять категорию риска деятельности предприятия или других объектов контроля.

Срок рассмотрения заявления — не более 5 рабочих дней со дня регистрации.

Для формирования обращения нужно зайти на сайт - https://knd.gosuslugi.ru/

и во вкладке «Выберите основание и подайте жалобу» выбрать «Не согласен с присвоенной категорией риска или классом опасности.

Далее необходимо заполнить обращение требуемой информацией, прикрепить документы и подписать.

В заявлении, подписанном электронной подписью, в том числе неквалифицированной или простой электронной подписью физического лица, действующего от имени юридического лица, должен быть указан номер соответствующего объекта контроля из Единого реестра видов контроля

С 1 марта 2024 г. действует новая редакция Свода правил СП 8.13130 "Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности".

Скорректированы термины и определения. Уточнена область применения (указано, что требования устанавливаются к водоснабжению зданий и сооружений, а также территорий организаций, производственных объектов и населенных пунктов)(Изменение № 1 к СП 8.13130.2020).

Установлены новые нормы расхода воды для складов лесоматериалов, а также зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1, Ф2, Ф3, Ф4, Ф5.

Разрешено размещать устройства для отбора воды пожарными автомобилями из резервуаров и гидрантов, установленных непосредственно на водопроводной сети, на высоте не более 1,5 м от отметки поверхности проезда для пожарной техники.

https://www.garant.ru/news/1692694/

Трагедия в концертном зале «Крокус Сити Холл», где после теракта вечером 22 марта начался крупный пожар, не только потрясла страну, но и вызвала много вопросов к пожарной безопасности крупных общественных зданий.

Масштаб теракта в «Крокус Сити Холле» значительно превышает стандарты безопасности для подобных объектов, заявил генеральный прокурор России Игорь Краснов на совещании с Президентом Владимиром Путиным 25 марта. По мнению Генпрокурора, региональные органы власти в сотрудничестве с контролирующим органом в скором времени обновят паспорта безопасности объектов с массовым присутствием людей из-за значительного увеличения уровня угроз терроризма.

Генеральная прокуратура вместе с МЧС пересмотрит существующие методики, используемые для оценки безопасности эвакуации людей в случае пожара. Нынешние методы не учитывают возможность пожаров в условиях терактов и поджогов, отметил Краснов.

По словам главы МЧС автоматическая система пожарной сигнализации в «Крокус Сити Холле» сработала надлежащим образом во время теракта. Однако не смогла справиться с огнем, разведенным террористами с использованием бензина, из-за его быстрого распространения по обширной площади. По словам министра, в систему автоматического пожаротушения концертного зала входили четыре роботизированных ствола и система программного управления.

Система оповещения, подсветка эвакуационных выходов, система тушения огня, дымоудаления - должны быть установлены и функционировать должным образом на объектах. Однако, если огонь не будет потушен в течение 5 минут то пожар будет быстро распространяться.

Автоматические системы пожаротушения могут быть эффективны в небольших помещениях, однако на объектах такого масштаба, как «Крокус Сити Холл», могут возникнуть проблемы.

В случае с «Крокус Сити Холлом», где террористы использовали зажигательную смесь для поджога, нагрузка на систему пожаротушения была значительной. Точные детали работы системы в «Крокусе» пока неизвестны, в данный момент ведется расследование, направленное на выяснение обстоятельств.

Пока оценка причин и последствий пожара весьма предварительная. Необходимо дать специалистам время для проведения анализа, а затем обсудить с соответствующими экспертами и парламентариями соответствие существующих нормативов противопожарной безопасности для новых строений. Об этом заявил зампред Комитета Госдумы по безопасности Анатолий Выборный, указав на возможность пересмотра действующих законов и правил.

Необходимо улучшить существующие системы автоматического пожаротушения на технологическом уровне, это задача для наших отечественных разработчиков, подчеркнул Выборный. С увеличением числа уникальных зданий, подобных «Крокус Сити Холлу», защита таких объектов становится все более важной.

Объекты с повышенным риском должны регулярно проходить проверки и обновление систем безопасности, для этого необходимо пересмотреть запрет на проверки предприятий. Такое мнение выразил первый зампред Комитета Совфеда по экономической политике Иван Абрамов, подчеркнув необходимость вывода крупных объектов, таких как торговые центры, гостиницы, концертные залы, из-под моратория на проверки.

Законодательство по пожарной безопасности совершенствуется, но пока действует запрет на проверки со стороны МЧС. На сегодняшний день большинство зданий оборудованы современными системами безопасности, а также повышается осведомленность граждан о мерах безопасности, например, в кинотеатрах информируют о местоположении эвакуационных выходов перед началом сеанса.

https://nsopb.ru/events/v-sovete-federacij-predlagajut-vyvesti-koncertnye-zaly-iz-pod-moratorija-na-proverki-biznesa_2995

Информационное письмо МЧС России от 05.03.2024 43-1307-19 «О требованиях нормативных документов по пожарной безопасности к пожарным проездам, подъездам и обеспечению доступа подразделений пожарной охраны».

В документе представлены разъяснения по обоснованию отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности в части устройства пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны на объекте защиты.

Текст документа

Также приведен алгоритм по разработке отчета по анализу пожарных проездов, подъездов и обеспечения доступа подразделений пожарной охраны, в том числе приведены рекомендации по оформлению данного документа.

Отчет разрабатывается на стадии проектирования, а его выводы могут быть использованы при обосновании соответствующих разделов проектной документации.

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ от 04.12.2023 № 1041. Ведомством внесло ряд изменений в классификатор ПО – документ, предназначенный для упорядочения программных продуктов, которые включены в реестр отечественного софта.

В частности, до сих пор в реестре не было мессенджеров – теперь появился класс «Программы для обмена мгновенными сообщениями». Поясняется, что это ПО, «основной функцией которого является мгновенный обмен текстовыми сообщениями, аудиозаписями, фотографиями и другими файлами».

Класс «Системы электронного документооборота» будет называться «ПО средств внутреннего электронного документооборота» (раздел «Офисное ПО»). Изменения в наименовании необходимы, чтобы избежать путаницы с названием еще одного раздела классификатора - «ПО для функционирования системы юридически значимого электронного документооборота», который попал в раздел «Средства управления процессами организации».

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/03/12/mintsifry-vneslo-izmeneniya-v-klassifikator-po

Глава МЧС России Александр Куренков представил заместителю Председателя Правительства РФ Дмитрию Чернышенко цифровые сервисы и работу Национального центра управления в кризисных ситуациях Министерства по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Специалисты представили практическую значимость информационных систем и алгоритмы межведомственного взаимодействия в условиях реагирования на оперативные события.

«Одним из основных направлений развития МЧС России мы видим курс на цифровизацию государственных услуг, контрольно-надзорной деятельности, безопасности городской среды. Особое внимание уделяем развитию современных цифровых технологий прогнозирования для организации превентивных мероприятий, направленных на уменьшение времени оказания помощи и своевременного оповещения населения», – отметил Александр Куренков.

В планах ведомства – развитие новых платформенных решений в рамках нацпроекта «Экономика данных» и сервисов на базе платформы «ГосТех».

На территории МЧС России были презентованы мобильный узел связи и мобильный комплекс информирования и оповещения населения. С помощью первого специализированного автомобиля в полевых условиях обеспечивается связь оперативных групп ведомства при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Благодаря спецоборудованию специалисты могут вести сбор, обработку и передачу различной информации о характере чрезвычайной ситуации, управлять силами и средствами во время аварийно-спасательных работ. Комплекс способен транслировать в режиме реального времени изображение с беспилотного летательного аппарата при мониторинге обстановки. При этом используется радио-, спутниковые и проводные каналы связи, в том числе из районов со слаборазвитой инфраструктурой связи. В прошлом году в субъекты России поступили двенадцать новых единиц такой техники.

Второй спецавтомобиль позволяет осуществлять информирование и оповещение населения. Для этого используются мобильные технические средства в местах массового пребывания людей, не оснащенных стационарными средствами оповещения. В труднодоступных районах это порой единственное средство получения оперативной информации в период угрозы и возникновения ЧС. Для этого транслируются заранее подготовленные видео-, аудио- и текстовые сообщения, техника также способна принимать телевизионные сигналы и транслировать их на мобильном экране. В настоящее время почти в половине российских регионов внедрены такие комплексы.

Вице-премьер Дмитрий Чернышенко подчеркнул, что МЧС России активно внедряет и использует отечественные разработки. Применение ведомством ИИ-технологий вносит серьезный вклад в повышение эффективности оперативных процессов.

Источник: https://mchs.gov.ru/

На портале проектов НПА опубликован текст проекта «О внесении изменений в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 7 июня 2021 г. № 364».

Проектом приказа МЧС России утверждается дополнение в перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Выявление индикаторов риска является основанием для принятия решения о проведении органом государственного пожарного надзора внепланового 2 контрольного (надзорного) мероприятия на соответствующем поднадзорном объекте.

Предлагается дополнить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований

наличие у органа государственного пожарного надзора заключения ‎о независимой оценке пожарного риска с выводом о несоответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и одновременное наличие расчета по оценке пожарного риска, содержащего выводы о непревышении нормативного значения величины индивидуального пожарного риска;

наличие у органа государственного пожарного надзора заключения ‎о независимой оценке пожарного риска с выводом о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности и одновременное наличие расчета по оценке пожарного риска, содержащего выводы о превышении нормативного значения величины индивидуального пожарного риска;

наличие у органа государственного пожарного надзора сведений ‎об отсутствии уведомления контролируемым лицом (ответственным должностным лицом за пожарную безопасности) пожарной охраны по факту обнаружения пожара на объекте надзора контролируемого лица.

наличие у органа государственного пожарного надзора сведений ‎о проведении капитального ремонта, реконструкции или технического перевооружения, в том числе перепланировки путей эвакуации на объекте контроля, в отношении которого имеется расчет по оценке пожарного риска, выполненный в соответствии с Методикой определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности;

наличие у органа государственного пожарного надзора сведений о факте поступления в медицинское учреждение пострадавшего (пострадавших) ‎от опасных факторов пожара при нахождении на объекте надзора;

Публичное обсуждение продлится до 3 марта 2024 г. Замечания и предложения можно отправить по адресу: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript..

Поиск