На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 28.10.2024 № 2003 «Об утверждении Инструкции о мерах пожарной безопасности в Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки»

(зарегистрирован в Минюсте России 16.12.2024 № 80581).

Примечательно что часть обязанностей, предусмотренных данной инструкцией, возложена непосредственно на руководителя Рособрнадзора.

Документ для скачивания:

Приказ Рособрнадзора от 28.10.2024 № 2003

Источник: https://propb.ru/news/opublikovana-instruktsiya-o-merakh-pozharnoy-bezopasnosti-v-federalnoy-sluzhbe-po-nadzoru-v-sfere-ob/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

В документе обобщена статистика проведения надзорных мероприятий по итогам 9 месяцев 2024 года. Также ведомство представило планы по реализации данной деятельности на будущий год.

В программе перечислены основные задачи профилактики нарушений требований в области пожарной безопасности:

1) выявление факторов риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований;

2) создание условий для изменения ценностного отношения подконтрольных субъектов к добросовестному поведению в сфере обеспечения пожарной безопасности, формирования позитивной ответственности за свои действия (бездействие), поддержания мотивации в данной сфере;

3) формирование одинакового понимания установленных обязательных требований у должностных лиц органов ГПН и подконтрольных субъектов;

4) повышение уровня правовой грамотности подконтрольных субъектов, в том числе путем обеспечения доступности информации об обязательных требованиях и необходимых мерах по их исполнению.

Кроме того, в Программе приведены результаты надзорной деятельности МЧС России по итогам девяти месяцев текущего года.

В частности, было выявлено свыше 93 тысяч нарушений. Процент выполнения предписаний органов ГПН, согласно установленным законодательством срокам, составил – 55,2%.

О неудовлетворительном противопожарном состоянии объектов защиты направлено 8029 информаций в органы власти, почти 10 тысяч сообщений – в органы прокуратуры.

Всего за отчетный период устранено 114,5 тысяч нарушений обязательных требований. На поднадзорных объектах произошло 12913 пожара, погибло 133 человека.

Кроме того, в Программе перечислены наиболее частые причины пожаров:

- неосторожное обращение с огнем – 32 517 случаев;

- аварийный режим работы электрических сетей и оборудования – 43 780 случаев;

- нарушение правил устройства и эксплуатации печного оборудования – 14 541 случаев;

- поджог – 6 198;

- иные причины – 5 755 соответственно.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/12/20/mchs-rossii-utverdilo-programmu-profilaktiki-riskov-pri-osushche

17 декабря Госдума в третьем чтении приняла поправки в Федеральный закон о государственном и муниципальном контроле.

В частности, был расширен перечень оснований для проведения внеплановых проверок:

- уклонение от профилактического визита;

- ведение деятельности без подачи в систему «Честный знак» сведений о регистрации, если это предусмотрено требованиями законодательства;

- компания не уведомила профильный орган госвласти о начале деятельности, если была обязана это сделать;

- работники заявили о случаях массовой невыплаты зарплаты свыше одного месяца.

Во ФГИС «Единый реестр контрольных надзорных мероприятий (КНД) будут отражаться КНД, проводимые без взаимодействия с контролируемым лицом. Предприниматели вправе отказать инспектору в доступе на свои объекты, если в его документах отсутствует или некорректно нанесен QR-код со ссылкой на запись в реестре.

Кроме того, изменится и риск-ориентированный подход к проведению плановых КНД:

- чрезвычайно высокий риск – от 1 до 2 проверок в год;

- высокий риск – частота проверок один раз в два года или один профилактический визит в течение года;

- значительный, средний, умеренный риск – обязательные профилактически визиты, частоту которых должно определить Правительство РФ.

Предполагается, что изменения вступят в силу с 1 января 2026 года.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/12/24/s-1-yanvarya-2026-goda-vstupit-v-silu-novyy-poryadok-vedeniya-ko

В этой части рассмотрим пример внесения информации в инструкцию о допустимом (предельном) количество людей, которые могут одновременно находиться на объекте, и как это количество можно контролировать.

В прошлых частях я рассказал про то, что собой представляет инструкция о мерах пожарной безопасности, как начать процесс разработки, требования к ее содержанию и поделился примером оформления.

Рекомендации по разработке инстркции о мерах пожарной безопасности. Часть 1

Рекомендации по разработке инструкции о мерах пожарной безопасности. Часть 2

Необходимость указания информации о допустимом (предельном) количестве людей, которые могут одновременно находиться на объекте, предусмотрена п. 393 «л» Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479.

Вопросы вместимости объекта и допустимого (предельного) количества людей решаются в рамках подготовки проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика. В зависимости от класса функциональной пожарной опасности, этажности, вместимости объекта и других условий, обозначенных в задании, проектной организацией производится подбор нормативных требований и, соответственно, вырабатываются необходимые проектные решения.

В качестве вымышленного примера возьмем небольшой офис. Офис имеет следующее помещения:

- опенспейс на 35 постоянных рабочих мест;

- переговорная на 4 места;

- переговорная на 8 мест;

- переговорная на 18 мест;

- кофе-поинт;

- санузел.

В проектных решениях указано 70 человек, то есть заложили еще потенциальных клиентов, партнеров и т. д., которые могут полностью заполнить «переговорки». Соответственно, параметры эвакуационных путей и выходов заложены под это количество. Вот это число 70 необходимо отразить в инструкции как допустимое (предельное) количество людей, которые могут находиться в пределах офиса одновременно.

Теперь же возьмем ситуацию, когда руководитель решил добавить еще 10 рабочих мест (в опенспейсе придумал перестановку мест, что-то лишнее из мебели убрал, добавил столы). Решено — сделано, а данные в инструкции не поменяли, в проектной документации и подавно. Фактически новое число людей может влиять не только на параметры эвакуационных путей и выходов, но и на применение декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях (небольшое отступление от примера офиса) (см. таблицу 29 Федерального закона РФ от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»). Так, изменение вместимости зального помещения уже на 1 место влияет на показатели пожарной опасности для декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов.

Таким образом, делаем вывод, что изменение допустимого количества одновременного пребывания людей на объекте даже на 1 место может существенно изменить требования к объекту, повысить его опасность и риск получить штраф от контролирующих органов (всегда внимательно изучаем нормы, прежде чем сделать вывод).

Что можно рекомендовать прописать в инструкции:

«Допустимое (предельное) количество людей, которые могут одновременно находиться в помещениях/на объекте ООО «…», составляет 70 человек с учетом постоянных рабочих мест, количества мест в переговорных комнатах, рассчитанных на посещение сторонних лиц (описываем конкретные места на объекте). В случае необходимости изменения допустимого (предельного) количества нужно выполнить следующее (также указать, кто это должен делать и на каком этапе):

- провести анализ того, как изменение численности влияет на объект;

- сделать вывод о допустимости и возможности изменения численности;

- составить перечень мероприятий, которые необходимо провести (внесение изменений в инструкцию, проектную документацию, расчеты по определению пожарного риска, отчеты о независимой оценке пожарного риска, фактически что нужно поменять — параметры путей, выходов и т. д.).

После ответственное лицо (указать должность и подразделение) уведомляет специалиста по пожарной безопасности об утверждении решения (в любом случае нужно получить эту информацию, даже если никакие мероприятия по безопасности не хотят проводить) и сообщает новое допустимое (предельное) количество людей, одновременное пребывание которых допускается на объекте. Ответственному за противопожарный инструктаж провести внеплановый инструктаж со всеми работниками организации в течение, например, 3 рабочих дней.

В случае нарушения допустимой установленной численности людей на объекте к лицам, виновным в нарушении, применяются следующие меры взыскания (возможно, тут можно сделать ссылку на локальный нормативный акт, который регламентирует меры взыскания работников или описать степень ответственности со ссылками на пункты конкретных локальных нормативных актов)».

Такой пример, как мне кажется, может послужить отправной точкой для выработки специалистами самостоятельных идей и решений, которые они примут к реализации на своих объектах.

Для себя я отметил, что содержание инструкции о мерах пожарной безопасности местами очень схоже с инструкциями (руководствами) по эксплуатации оборудования. В таких инструкциях производители часто пишут пошаговое решение возможных проблем и ошибок, которые могут произойти с оборудованием. В нашем же случае стоит описывать пошаговое исполнение того или иного нормативного требования пожарной безопасности: каким способом, с привлечением каких ресурсов и в какой последовательности. Особенно это важно, когда в специальных технических условиях (СТУ) могут прописать заковыристые пункты, выполнение которых доказать инспектору может быть весьма затруднительно.

Своевременный контроль показателей одновременного пребывания людей на объекте поможет не только обеспечить необходимый уровень безопасности людей, но и избежать ответственности организации перед контролирующими органами, а также избежать ненужных финансовых затрат.

Это заключительная часть серии рекомендаций по разработке инструкции о мерах пожарной безопасности, надеюсь, что это было полезно для вас.

Источник: https://propb.ru/articles/organizatsionnye-voprosy/rekomendatsii-po-razrabotke-instruktsii-o-merakh-pozharnoy-bezopasnosti-chast-3%D1%83%D0%B2%D1%8B%D0%B5%D1%83/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

Проект изменений свода правил, регулирующий проектирование зданий дошкольных образовательных организаций, подготовлен Минстроем России. Документ (Изменения №3 Свода правил СП 252.1325800.2016 «Здания дошкольных образовательных организаций. Правила проектирования») разработан для реализации плана мероприятий «Дорожной карты» одного из приоритетных направлений «Гильотина 2.0» – «ШКОЛА».

Изменение подхода к проектированию и строительству зданий общеобразовательных и дошкольных образовательных организаций, планируемое в рамках «Гильотины 2.0», необходимо для максимально эффективного использования финансовых и территориальных ресурсов. Уверен, это ускорит появление новых школ и детских садов в России. Подготовка «дорожной карты» проходила на базе Аналитического центра при Правительстве РФ с участием экспертной группы, в составе которой были директора школ, архитекторы, строители, представители региональных органов власти и общественности. Это позволило учесть все нюансы при подготовке предложений по оптимизации нормативных технических требований. – уточнил заместитель Председателя Правительства – Руководитель Аппарата Правительства РФ Дмитрий Григоренко.

Изменения СП 252 позволят снизить стоимость и сократить сроки строительства, а также упростить процедуру прохождения государственной экспертизы проектов дошкольных образовательных организаций. Это обеспечивается при помощи систематизации требований и исключения дублирующих положений других нормативных документов.

Актуализация свода правил, систематизация и включение новых требований для объемно-планировочной структуры, функциональных зон и помещений обеспечат больше свободы для разработки оригинальных проектных решений и дополнительные возможности при размещении таких объектов в условиях плотной жилой застройки. Обновление нормативных документов способствует сокращению процедур инвестиционно-строительного цикла, а жители быстрее получат необходимую социальную инфраструктуру во всех регионах нашей страны. – рассказал Министр строительства и ЖКХ РФ Ирек Файзуллин.

Документ успешно прошел публичное обсуждение и экспертизу в профильном ТК 465 «Строительство».

На основе результатов научно-исследовательских работ детализированы требования к размещению и оборудованию мест посадки – высадки детей на территории дошкольных учреждений. Кроме того, будут введены положения по проектированию территории в малокомплектных дошкольных учреждениях, например, обеспечена возможность устройства общей групповой площадки для детей возраста 3-7 лет количеством до 15 человек. – уточнил директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин.

Напомним, что для координации деятельности в сентябре 2023 года по инициативе Минстроя России была сформирована межведомственная рабочая группа, состоящая из представителей заинтересованных федеральных и региональных органов исполнительной власти, научных и иных организаций по подготовке предложений, направленных на совершенствование законодательства, выработку новых подходов и практических решений по проектированию и строительству зданий социальных учреждений.

Справочно:

При активном участии экспертов рабочей группы Гильотина 2.0 в текущем году Минстрой России и ФАУ «ФЦС» проводят актуализацию СП 118 13330.2022 «СНиП 31-06-2009 Общественные здания и сооружения», СП 251.1325800.2016 «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования» и СП 256.1325800.2016 «Электроустановки жилых и общественных зданий. Правила проектирования и монтажа».

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/12/16/minstroy-rossii-prodolzhaet-optimizatsiyu-trebovaniy-k-proektiro

Приказом Росстандарта от 24 ноября 2024 года № 1497-ст утверждены изменения № 1 к ГОСТ Р 59636-2021 «Автоматические установки пожаротушения. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

Документ вступил в силу с 1 декабря 2024 года.

Ознакомиться с текстом документа можно на сайте Росстандарта по ссылке.

Важные изменения включают актуализацию нормативных ссылок, а также обновление терминов и определений; проектная документация теперь рассматривается в связке с рабочей; уточнены требования к проектированию и установке пожаротушительных систем, а также дополнены рекомендации по их обслуживанию и ремонту.

Данный документ предназначен для использования в работе участниками Системы НСОПБ, в частности аккредитованными организациями, при подтверждении соответствия систем и элементов противопожарной защиты требованиям пожарной безопасности.

https://nsopb.ru/events/vstupili-v-silu-izmenenija-v-standart-o-trebovanijah-k-avtomaticheskim-ustanovkam-pozharotushenija_3149

Замечания и предложения к документу «Оборудование противодымной защиты зданий и сооружений. Устройства регулирования параметров систем противодымной вентиляции. Методы испытаний на огнестойкость» разработчики ждут до 16 февраля 2025 года.

Цель разработки стандарта - формирование методики проведения испытаний на огнестойкость устройств и элементов, предназначенных для регулировки параметров систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции в процессе монтажа, наладки и проведения приемосдаточных и периодических испытаний систем противодымной вентиляции.

Нацстандарт будет распространяться на устройства (элементы) регулирования параметров систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции, таких как: шибера, заслонки, дроссели, клапаны различного конструктивного исполнения, применяемые в составе каналов указанных инженерных систем.

Зачастую, после проведения монтажных работ, фактические параметры систем противодымной вентиляции не соответствуют проектным значениям, что ведет к дополнительным процессам наладки и настройки данных систем. До сегодняшнего момента применяемые средства для регулировки фактических параметров систем противодымной вентиляции, в частности их поведение при перемещении высокотемпературныхгазов, не были изучены и апробированы.

Разработка методики проведения испытаний на огнестойкость указанных устройств позволит объективно оценивать их фактические пожарно-технические характеристики для последующего применения в составе систем приточно-вытяжной противодымной вентиляции.

Новый национальный стандарт позволит повысить уровень безопасности населения и защищенности объектов от угроз пожаров.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/12/12/vniipo-mchs-rossii-razrabotal-pervuyu-redaktsiyu-proekta-gost-dl

Сегодня состоялось итоговое заседание Коллегии под председательством временно исполняющего обязанности начальника ГУ МЧС России по Ростовской области А. Савукова.

Среди обсуждаемых вопросов – обеспечение пожарной безопасности в отопительный сезон 2024-2025.

С наступлением осенне-зимнего пожароопасного сезона отмечается рост пожаров в жилом секторе. Как показывает опыт предыдущих лет, основными причинами пожаров являются нарушения правил устройства и эксплуатации электрооборудования электробытовых приборов и неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении. За 11 месяцев текущего года в жилье произошло свыше тысячи пожаров, на которых погибло 133 человека, в том числе 6 детей. Ситуацию усугубляет социальный статус участников пожаров, среди которых больше половины пенсионеры. Также пятая часть людей от общего количества погибших на пожаре находилась в состоянии алкогольного опьянения.

Инспекторами государственного пожарного надзора проводится профилактическая операция «Жилище» с подворовым обходом социально-незащищенных категорий населения, установкой автономных пожарных извещателей. Сотрудники МЧС совместно с представителями администраций и добровольцами проверяют состояние печей, электропроводки. Так в этом году было установлено 3520 пожарных извещателей, отремонтировано более ста печей и 60 устройств защитного отключения электричества. Под пристальным вниманием специалистов – объекты социальной сферы.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

30 ноября 2024 года принят новый Федеральный закон «О частной охранной деятельности» № 427-ФЗ, который статьёй 6 разрешает охранным предприятиям осуществлять деятельность по:

- монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры;

- проведению аварийно-спасательных работ на нештатной основе.

Текст ФЗ

Статья 15.1 действующего в настоящее время Закона РФ от 11 марта 1992 г. N 2487-I «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» запрещает частным охранным организациям осуществление любой иной деятельности, кроме охранной.

Таким образом, охранные предприятия, осуществляющие свою деятельность на объекте защиты, пока не могут конкурировать с организациями, осуществляющими деятельность в области обеспечения пожарной безопасности.

Но с принятием вышеуказанного закона заказчики услуг в рамках одного тендера смогут закупать услуги и по охране объекта защиты и по техническому обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности, что автоматически исключит возможность участия в тендере организаций, имеющих только лицензию в сфере пожарной безопасности.

Учитывая, что охрана на объекте находится круглосуточно с осуществлением обхода территории, а приёмно-контрольные устройства средств обеспечения пожарной безопасности выведены на её пост, собственнику будет выгодна возможность быстрого реагирования на сигнал тревоги, организации эвакуации и тушения пожара на начальной стадии.

Также в случае неполадки в устройстве средства обеспечения пожарной безопасности возможно ее устранение в кратчайшие сроки.

Организация, осуществляющая техническое обслуживание средств обеспечения пожарной безопасности на объекте, будет явно проигрывать перед своими конкурентами охранниками и, как следствие, может потерять источник доходов от своей деятельности и рабочие места.

Времени «на раскачку» остаётся мало, новый Федеральный закон вступает в силу с 2026 года. Необходимо уже начинать осваивать и внедрять новые неконкурентные виды работ на данных объектах.

С целью оказания содействия и поддержки субъектам предпринимательской деятельности в области пожарной безопасности РОАПБ совместно с профессиональным сообществом уже разрабатываются предложения по неконкурирующим видам работ и их внедрению, которые позволят остаться на объектах.

Предложения будут размещены в открытом доступе для использования в работе всеми заинтересованными лицами.

Свои предложения по указанному вопросу можете направлять или получить консультацию в РОАПБ по электронной почте Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.

Указано, на какие случаи распространяются требования СП 2.13130.2020 к размерам простенков между проемами лестничной клетки и проемами помещений в наружной стене здания, а также какие требования применять в случае размещения лестничных клеток в местах примыкания одной части здания к другой с образованием внутреннего угла между плоскостями наружных стен менее 135°(Письмо ФГБУ ВНИИПО МЧС России от 2 ноября 2024 г. № ИГ-117-2438-13-2).

Отдельно отмечено, что в обоих случаях расстояние между проемами лестничной клетки и помещения измеряется между наружными гранями проемов (без учета откосов).

https://www.garant.ru/news/1771564

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, г. Ростов-на-Дону,
 улица Матросова, 35

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, зд. 33

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск