Руководителям объектов, предпринимателям и гражданам при решении вопросов обеспечения пожарной безопасности подведомственных объектов необходимо учитывать, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности предусматривает разграничение ответственности за нарушение требований пожарной безопасности как по видам ответственности, так и по субъектам нарушений.

В соответствии со статьёй 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут:

собственники имущества;

руководители федеральных органов исполнительной власти;

руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

должностные лица в пределах их компетенции. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности для квартир (комнат) в домах государственного, муниципального и ведомственного жилищного фонда возлагается на ответственных квартиросъемщиков или арендаторов, если иное не предусмотрено соответствующим договором.

Указанные выше лица, а также иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии с Трудовым кодексом РФ за неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, работодатель имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

замечание;

выговор;

увольнение по соответствующим основаниям.

Административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности предусмотрена статьёй 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В соответствии с частью 1 указанной статьи нарушение требований пожарной безопасности (за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 КоАП РФ и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

от 5 000 до 15 000 руб. – для граждан;

от 20 000 до 30 000 руб. – для должностных лиц;

от 40 000 до 60 000 руб. – для предпринимателей; от 300 000 до 400 000 руб. – для организаций. В соответствии с частью 2 указанной статьи нарушение требований пожарной безопасности, совершённое в условиях особого противопожарного режима, влечет наложение административного штрафа:

от 10 000 до 20 000 руб. – для граждан; от 30 000 до 60 000 руб. – для должностных лиц;

от 60 000 до 80 000 руб. – для предпринимателей; от 400 000 до 800 000 руб. – для организаций.

Источник: https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/otvetstvennost-rukovoditelya-organizatsii-za-narushenie-trebovaniy-pozharnoy-bezopasnosti/

Общественный совет при Главном управлении МЧС России по Ростовской области, созданный в 2019 году, осуществляют контроль в сфере деятельности ведомства с учетом интересов граждан и общественных организаций, их прав и свобод. Совет призван обеспечить согласование социальных интересов граждан, общественных объединений и органов публичной власти при осуществлении МЧС России своих функций и полномочий. Общественный совет при Главном управлении МЧС России по Ростовской области входят 17 представителей общественных, научных, религиозных организаций, министерств и ведомств, средств массовой информации. «Это важное и значимое дело, которое позволяет нам в рамках общественности принимать эффективные решения и действовать нужным курсом и в правильном направлении», - отметил ВрИО начальника Главного управления МЧС России по Ростовской области Александр Савуков.

При участии Общественного совета налажено тесное сотрудничество областного чрезвычайного ведомства с общественными организациями, в том числе с представителями волонтерского движения.

В рамках заседания члены Совета обсудили приоритетные направления в области защиты населения и территории Ростовской области. На повестке дня - подготовка к детской летней оздоровительной кампании 2025 года, деятельность государственной инспекции по маломерным судам по обеспечению безопасности на воде, оказание государственных услуг в области пожарной безопасности.

Председатель Общественного совета Виктор Шкареда подытожил, что совет стал хорошим подспорьем для Главного управления, обеспечивающим четко налаженную связь между МЧС России и общественностью.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

На сайте Росстандарта опубликован текст ГОСТ Р 70108-2025 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде».

В стандарте изложены требования к особенностям процесса формирования и ведения исполнительной документации в форме электронных документов при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, состав и порядок ведения которой определен приказами Минстроя России.

Текст ГОСТ Р 70108-2025

ГОСТ вступает в силу с 1 октября 2025 года.

Также рекомендуем ознакомиться с нашей статьей «Требования к исполнительной документации на системы противопожарной защиты: СПС и СОУЭ», которую мы недавно актуализировали.

Читать статью

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-standart-s-trebovaniyami-k-formirovaniyu-i-vedeniyu-ispolnitelnoy-dokumentatsii-v-elektr/

В течение года в России начнется активное строительство деревянных многоквартирных домов. Об этом сообщил первый зампред комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев.

По его словам, сейчас такие дома проходят испытания с участием пожарных служб. «Мы уже близки к старту. Думаю, примерно через год начнём активно реализовывать проекты», — уточнил Кошелев.

На начальном этапе речь идет о зданиях высотой до пяти этажей. Как отметил депутат, конструкции уже прошли проверку на сейсмоустойчивость и соответствуют современным стандартам безопасности.

Развитие экологичного домостроения ранее поддержал президент Владимир Путин. В апреле он заявил, что власти продолжат помогать предприятиям деревообрабатывающей отрасли, чтобы удовлетворить растущий внутренний спрос на строительство жилья из древесины, сообщает ТАСС.

https://www.amur.life/news/2025/05/26/derevyannye-mnogoetazhki-poyavyatsya-v-rossii-v-2026-godu

При строительстве современных зданий – особенно многоэтажных, спортивных, торговых, культурных – вопрос безопасности людей стоит на первом месте. Чтобы защитить людей в случае пожара, в таких зданиях создают автоматизированные систем противопожарной защиты.

АППЗ помогает:

* быстро обнаружить возгорание;
* безопасно эвакуировать людей;
* предотвратить разрушение зданий;
* минимизировать ущерб для имущества.

Разберем основные понятия и необходимый перечень ключевых документов, на которые должен опираться проектировщик.

Что входит в АППЗ?

Автоматическая противопожарная защита объединяет разные технические системы, которые срабатывают автоматически при возникновении пожара. Их основная цель – быстро обнаружить огонь, помочь эвакуировать людей и потушить пожар до его распространения.

Сюда входят:
Системы автоматической сигнализации
Системы пожаротушения
Это установки, которые заливают огонь водой, пеной, газом, порошком или аэрозольным составом. Они действуют быстро и эффективно, чтобы потушить пожар на ранней стадии и не допустить ущерба.
Системы дымоудаления и вентиляции
Помогают удалить дым из здания и подают свежий воздух, чтобы по путям эвакуации можно было безопасно выйти.
Системы оповещения и управления эвакуацией Громкоговорители, световые указатели и другие устройства, которые подсказывают людям, как быстро покинуть здание.
Автоматическое отключение оборудования Например, остановка вентиляции или лифтов, чтобы не распространялся дым и огонь.
Противопожарные двери, шторы и экраны Они препятствуют распространению огня и дыма, особенно между этажами и в инженерных шахтах.
Клапаны и огнезадерживающие устройства Эти элементы блокируют движение огня и дыма по вентиляционным и другим техническим каналам.
Грамотное проектирование автоматизированных систем противопожарной защиты (АППЗ) требует не только технической компетентности, но и чёткого понимания нормативно-правовой базы.

Основные нормативные документы

Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
Этот закон является базовым нормативно-правовым документом, определяющим обязательные требования к пожарной безопасности для объектов и систем противопожарной защиты. В контексте проектирования АППЗ особое внимание следует уделить следующим статьям:
* Статья 54 — регламентирует требования к системам обнаружения пожара;
* Статья 82 — содержит положения о кабельных линиях и электропроводке;
* Статьи 83–85, 103, 104, 111–116 — охватывают требования к автоматическим установкам пожаротушения, сигнализации, системам оповещения и управления эвакуацией, а также к противодымной защите.
СП 484.1311500.2020
«Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования»
В разделе 7 документа изложены:
* Общие принципы проектирования автоматизированных систем противопожарной защиты (АСПЗ);
* Правила взаимодействия между подсистемами: СОУЭ, АУПТ, ВПВ, СПДЗ;
* Указания по сопряжению АСПЗ с другими системами здания, такими как СКУД, АСУ ТП и инженерно-техническое обеспечение.
СП 3.13130.2009
«Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности»
Раздел 3 содержит ключевые требования к автоматизации СОУЭ — системы, критически важной для безопасной эвакуации людей.
СП 485.1311500.2020
«Установки пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»
Содержит требования ко всем типам автоматических установок пожаротушения, входящих в состав АППЗ.
В дополнение к этому своду правил необходимо учитывать и следующие ГОСТы:
* ГОСТ Р 12.3.046-91 — общие технические требования к автоматическим системам пожаротушения;
* ГОСТ Р 50680-94 — водяное пожаротушение;
* ГОСТ Р 50800-95 — пенные установки;
* ГОСТ Р 50969-96 — газовое пожаротушение;
* ГОСТ 12.4.009 — размещение и обслуживание пожарной техники.
СП 10.13130.2020
«Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования»
Регламентирует автоматизацию и техническое обустройство систем внутреннего пожарного водопровода.
ГОСТ Р 51241-2008 и Правила противопожарного режима
Документ описывает:
* Общие требования к системам контроля и управления доступом (СКУД);
* Необходимость интеграции этих систем с противопожарной автоматикой согласно пунктам 5.3.3 ГОСТ Р 51241-2008 и п. 71 Правил противопожарного режима.
СП 7.13130.2013 и СП 60.13330.2020
Отопление, вентиляция и кондиционирование. Пожарная безопасность
Эти документы охватывают требования к:
* Системам вентиляции и кондиционирования;
* Противодымной вентиляции;
* Управлению противопожарными клапанами.
Учет требований каждого из приведённых документов позволяет создать не только работоспособную, но и безопасную, согласованную с другими системами здание структуру противопожарной защиты.

Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в совещании с членами Правительства под руководством Президента страны Владимира Путина в формате видеоконференции.

«С начала года на территории Российской Федерации возникло почти 2,5 тысячи очагов лесных пожаров, что сопоставимо с прошлогодними показателями. Однако площадь пожаров составляет около 2 миллионов гектаров, что в 2,5 раза выше значений за аналогичный период 2024 года», - отметил Александр Куренков.

Наиболее сложная обстановка складывается в Забайкальском крае. С начала года в регионе зарегистрировано 487 очагов лесных пожаров на общей площади 1,5 миллиона гектаров. Подразделения в регионе были своевременно усилены аэромобильными группировками Амурского спасательного центра, Главного управления МЧС Росси по Хабаровскому краю и Сибирской пожарно-спасательной академии. Также для защиты населенных пунктов и объектов экономики на дежурство в Читу перебазированы воздушные суда МЧС России: вертолеты Ми-8 с водосливными устройствами и самолеты Ил-76 и Бе-200.

«На сегодняшний день на территории субъекта действуют 39 очагов лесных пожаров на общей площади почти 750 тысяч гектаров, из которых 9 – локализованы. В 5-километровой зоне от населенных пунктов действуют 8 очагов лесных пожаров, из них один – локализован», - уточнил глава МЧС России.

В Бурятии с начала года зарегистрировано 207 очагов лесных пожаров на общей площади 170 тысяч гектаров. МЧС России своевременно была усилена группировка сил. Так, уже с 10 мая приступил к работе в регионе вертолет Ми-8 с водосливным устройством.

«На сегодняшний день на территории республики действуют 20 очагов лесных пожаров на общей площади свыше 12 тысяч гектаров. В 5-километровой зоне от населенных пунктов действуют 4 лесных пожара на площади почти 2 тысячи гектаров», - сказал Александр Куренков.

С начала пожароопасного сезона в Забайкальском крае и Республике Бурятия огонь от лесных пожаров 65 раз приближался на опасное расстояние к населенным пунктам. Вчера в Читинском районе региона ландшафтный пожар перешел на территорию детского лагеря. До ближайшего населенного пункта 4 километра. Отдыхающих в лагере не было, а из персонала на месте находился только сторож. Он и вызвал пожарных. От огня пострадало 2 жилых корпуса и 5 хозяйственных построек. Пожар ликвидирован. Пострадавших нет.

Александр Куренков заключил, что угрозы населенным пунктам нет.

На официальном интернет-портале правовой информации опубликован приказ МЧС России от 29.09.2021 № 641 «Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры» (далее — приказ МЧС № 641).

Для чего издан этот приказ, что это за индикаторы такие и как они будут применяться на практике? На эти вопросы постараемся ответить в данной статье. Что понимается под индикаторами риска нарушения обязательных требований Вначале давайте разберемся с так называемыми индикаторами риска нарушения обязательных требований (далее — индикаторы риска). Мы раннее очень подробно о них рассказывали в статье о приказе МЧС России от 07.06.2021 № 364, утверждающем перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора.

Там мы «разжевали» все по максимуму с приведением примеров. Исходя из имеющейся в нашем распоряжении информации, можно смело предположить — подход к применению индикаторов риска как при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, так и при осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) будет одинаковым. Если попробовать изложить идею индикаторов риска, заложенную в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248) в максимально сжатой форме, дабы не повторяться, то индикаторы риска можно сравнить со своеобразными сигнализаторами, которые контролируют определенную область (критерий) на поднадзорных объектах, при этом непосредственного взаимодействия с поднадзорным объектом нет (происходит только мониторинг информации, поступаемой с объекта в установленном законодательством порядке).

Если происходит полное совпадение контролируемых данных с фактическими сведениями, полученными с поднадзорного объекта, то это является сигналом надзорному органу для принятия решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. Какие именно индикаторы риска предусмотрены приказом МЧС № 641 Что же относится к этим контролируемым областям (данным, критериям) в соответствии с приказом МЧС № 641? Всего приказом предусмотрено четырнадцать индикаторов риска.

При осуществлении федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений используются следующие индикаторы риска: поступление в лицензирующий орган уведомления о выполняемых работах (оказываемых услугах), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;

поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, ответственный за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника у двух и более лицензиатов;

отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата по истечении одного календарного года со дня получения лицензии или со дня подачи лицензиатом последнего уведомления; наличие информации у лицензирующего органа о работнике в штате у лицензиата, выполняющем работы (оказывающим услуги), составляющие лицензируемый вид деятельности, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ;

установление при проведении периодического подтверждения соответствия лицензиата лицензионным требованиям факта наличия оборудования, которое имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в приложении к Положению, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности. Для осуществления федерального государственного лицензионного контроля (надзора) за деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры предусмотрены следующие индикаторы риска: поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата в случае использования его места осуществления лицензируемого вида деятельности в качестве места осуществления лицензируемого вида деятельности иным лицензиатом и при отсутствии заявления о внесении изменений в реестр лицензий в связи со сменой места осуществления лицензируемого вида деятельности;

поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, оборудование которого имеет идентифицирующие признаки (наименование, марка, заводской (серийный) номер, полное наименование производителя) и принадлежит на праве собственности или ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, двум и более лицензиатам; поступление в лицензирующий орган уведомления о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата, работник которого, являющийся ответственным за осуществление лицензируемого вида деятельности, заявлен в качестве такого работника у двух и более лицензиатов;

поступление в лицензирующий орган уведомления об оказании услуг по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры от лицензиата, оказывающего услуги в разных муниципальных образованиях, в том числе межселенных территориях одного субъекта Российской Федерации и (или) в разных субъектах Российской Федерации. отсутствие у лицензирующего органа уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности, от лицензиата по истечении одного календарного года со дня получения лицензии или со дня подачи лицензиатом последнего уведомления;

наличие информации у лицензирующего органа о работнике лицензиата, участвующем в действиях по тушению пожаров, заключившем в течение календарного года пять и более трудовых договоров с лицензиатами, зарегистрированными в субъектах Российской Федерации, не имеющих общих административных границ; поступление в течение тридцати календарных дней подряд в лицензирующий орган от лицензиата трех и более уведомлений о начале выполнения работ (оказания услуг), указанных в пункте 50(3) Положения, содержащих сведения о разных работниках, заявленных в качестве ответственных за осуществление лицензируемого вида деятельности.

Источник: https://propb.ru/articles/litsenziruemye-vidy-deyatelnosti/kak-litsenziruyushchie-organy-budut-primenyat-indikatory-riska-narusheniya-obyazatelnykh-trebovaniy/

Департаментом надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России представлен «Анализ обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 12 месяцев 2024 г.» (далее – Анализ). В документе изложена подробная статистика пожаров; погибших, спасенных и травмированных на пожарах людей, а также причиненного материального ущерба. Проанализированы причин возникновения пожаров, в том числе с привязкой к месту и времени возникновения. Показатели представлены в сравнении со значениями 2023 года. Документы для скачивания: Анализ

В постоянно меняющемся мире нормативно-правового регулирования одним из ключевых аспектов обеспечения безопасности является своевременная актуализация требований. В сфере пожарной безопасности это особенно важно, ведь устаревшие или неактуальные нормы могут существенно снизить уровень защиты от пожаров, ставя под угрозу жизни людей и сохранность имущества. Именно поэтому вопрос о замене одного документа, содержащего требования пожарной безопасности, на другой является не просто формальностью, а необходимостью, обусловленной целым рядом факторов.                                    В данной статье мы сравним требования, содержащиеся в новом и старом приказах МЧС России, устанавливающих порядок обучения мерам пожарной безопасности, а именно: - в приказе МЧС России от 16.12.2024 № 1120 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее — Приказ МЧС № 1120); - в приказе МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» (далее — Приказ МЧС № 806). Новым Приказом № 1120, который вступит в силу 1 сентября 2025 года, будет досрочно отменен Приказ № 806 (он должен был действовать до 1 марта 2028 года). Поэтому данная статья будет полезна для тех, кому необходимо понять, в чем состоят отличия между двумя этими документами. Начнем со сравнения названий приказов:  Приказ МЧС России от 18.11.2021 № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».   Приказ МЧС России от 16.12.2024 № 1120 «Об определении порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ, порядка их утверждения и согласования и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности». По изменению в названии сразу можно сказать, что одним из основных отличий между этими документами является то, что в новом Приказе № 1120 указаны требования к порядку утверждения и согласования программ противопожарного инструктажа.

МЧС России утверждены и опубликованы «Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководством по соблюдению обязательных требований за 2024 год».

Хотелось бы обратить внимание на то, что указанные доклады содержат: перечень типовых нарушений требований пожарной безопасности и их причины; ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области пожарной безопасности; дополнительные рекомендации по соблюдению требований пожарной безопасности; ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. 

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Матросова, д. 35,
помещение 2

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск