Андрей Макеев, заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России, на конференции «Пожарная безопасность жилых зданий и объектов коммерческой недвижимости» ТБ Форума рассказал о правовом регулировании в данной сфере.

По словам Андрея Макеева, согласно статистике, наибольшее число пожаров происходит в неподконтрольной Госпожарнадзору среде – это частный сектор. Поскольку эту проблему нельзя устранить административными методами, то нужно техническое решение данного вопроса. Поэтому в противопожарные правила внесли норму - жилые помещения, где проживают семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также многодетные семьи, должны быть оборудованы пожарными извещателями в независимости от характеристик здания. Эта норма начнет действовать с 1 марта 2023 года. Она была разработана совместно с органами власти регионов и Госпожарнадзором. Положительный эффект от применения приборов уже заметен - несколько тысяч человек было спасено при пожарах благодаря срабатыванию извещателей во время возгорания.

Изменения в законодательстве, в том числе внесения поправок в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вызваны реализацией механизма регуляторной гильотины, о котором было объявлено в январе 2019 года после того, как в адрес регуляторов нередко озвучивалась критика об устаревшем и избыточном регулировании в сфере пожарной безопасности, да и других сферах тоже. Мы подходили точечно к решению данной проблемы: издавались дорожные карты. Все нормы все-таки должны быть направлены на обеспечение безопасности людей, защиту имущества, но в то же время все законодательные инициативы обязаны пройти фильтр бизнес-сообщества. - пояснил Андрей Макеев.

Эксперт рассказал, какая работа ведется в плане актуализации нормативной базы в сфере пожарной безопасности. Так, планируется внести поправки в 384-й ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для исключения дублирования законов и несогласованности подзаконных актов, которые издают Минстрой России и МЧС России.

Порой бывает сложно разграничить действие пожарных и строительных норм. Яркий пример – требования безопасности к детским комнатам в ТЦ. По нормам Минстроя их размещение ограничено на этажах объектов с массовым пребыванием людей, не выше 2 этажа. После трагедии в ТЦ «Зимней вишне» были инициированы массовые проверки торговых объектов. Эксплуатация более 70 ТЦ приостановили из-за того, что детские комнаты располагались выше 2 этажа. - отметил Андрей Макеев.

https://ru-bezh.ru/meropriyatiya/news/23/02/14/garmonizatsiya-pozharnogo-zakonodatelstva-budet-prodolzhena

В весеннюю сессию в Госдуму планируется внести на рассмотрение законопроект о поправках в Административный кодекс. Документом будет ужесточена ответственность для соцучреждений (дома престарелых, приюты для бездомных, мини-гостиницы и хостелы), которые препятствуют законной деятельности пожарных инспекторов и представителей других надзорных ведомств, сообщает Парламентская газета.

Причиной пересмотра законодательства стала трагедия в Кемеровской области. В результате пожара в частном доме престарелых погибло 22 человека. За несколько недель до ЧП владелец организации не позволил инспектору Госпожарнадзора провести осмотр здания. По мнению депутатов Госдумы, в последние годы пожары в частных пансионатах уносят жизни десятки людей. Сотрудникам надзорных органов могут чинить препятствия, отделываясь небольшими штрафами. Тем, кто уклоняется от проведения проверок, грозит штраф от 500 до 1000 рублей, должностным лицам грозит 2-4 тысячи, организациям – 5-10 тысяч.

Поэтому предлагается увеличить размер штрафных санкций в 10 раз: для физических лиц он вырастет до 5-10 тысяч рублей, должностных лиц - до 20-40 тысяч, а организаций - до 50-100 тысяч рублей.

После трагедии в Кемеровской области, которая произошла 24 декабря 20222 года, Генпрокуратура инициировала проверку пожарной безопасности в домах престарелых, а также для соцучреждений для инвалидов, бездомных и лиц без определенного места жительства. Кроме того, решается вопрос о введении лицензирования для таких объектов.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/02/08/shtrafy-za-vosprepyatstvovanie-zakonnoy-deyatelnosti-inspektorov

Постановлением Правительства РФ от 23 января 2023 г. N 63 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах».

Правительство определило 173 вида разрешений, особый режим выдачи которых в 2022, 2023 годах и на срок до конца 2024 года делегирован надзорным органам. В сфере пожарной безопасности это следующие видя деятельности:

- аттестация должностных лиц, осуществляющих деятельность в области оценки пожарного риска;

- регистрация деклараций пожарной безопасности;

- аттестация лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию.

Установлен особый порядок переоформления лицензий.

В 2023 году так же, как и в 2022 году, не требуется переоформлять лицензии в ряде случаев. Это касается 58 видов лицензируемой деятельности, в том числе деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

В случае изменения места нахождения юридического лица, места жительства индивидуального предпринимателя, места осуществления лицензируемого вида деятельности, связанного с переименованием географического объекта, улицы, площади или иной территории, изменением нумерации объекта адресации, в том числе почтового индекса, а также в случае переименования юридического лица, реорганизации юридического лица в форме преобразования, слияния, присоединения переоформление разрешения, внесение изменений в реестр разрешений на основании заявления лица, которому было предоставлено разрешение, не требуется.

При наличии в органе государственной власти, предоставившем разрешение, информации о переименовании географического объекта, улицы, площади или иной территории, об изменении нумерации объектов адресации, в том числе почтового индекса, об изменении наименования юридического лица, о реорганизации юридического лица орган государственной власти вправе самостоятельно внести соответствующие изменения в реестр разрешений без заявления лица, которому было предоставлено разрешение, с последующим направлением такому лицу уведомления о внесении изменений в реестр разрешений.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/02/03/ustanovlen-osobyy-poryadok-pereoformleniya-litsenzii-v-oblasti-p

Разъяснения содержатся в письме ведомства от 20 января 2023 N ИГ-19-99 «О рассмотрении обращения».

В документе указано, что возможность проведения профилактических визитов установлена статьей 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ). Сроки уведомления о проведении, а также сроки отказа контролируемого лица от проведения законодательно установлены только для обязательных профилактических визитов.

Профилактический визит является профилактическим мероприятием, в ходе которого осуществляется взаимодействие с контролируемыми лицами. В этой связи в соответствии с частью 3 статьи 45 Федерального закона N 248-ФЗ профилактические визиты проводятся только с согласия контролируемых лиц либо по их инициативе.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/02/01/mchs-rossii-razyasnilo-poryadok-provedeniya-profilakticheskogo-v

Рассмотрим как сейчас МЧС России контролируют лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

С 2022 года лицензиаты должны сами подтверждать соответствие лицензионным требованиям

В 2021 году введено понятие «периодическое подтверждение лицензиатом соответствия лицензионным требованиям». Оно, по-сути, заменило плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований. Проще говоря, раньше МЧС России должны были лично приходить с проверкой по адресу, а теперь лицензиаты должны сами сообщать МЧС о том, что они соответствуют лицензионным требованиям.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»

11. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, проводится периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям каждые 3 года со дня предоставления лицензии в порядке, установленном Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности».

20. В отношении лицензиатов, осуществляющих лицензируемый вид деятельности, плановые контрольные (надзорные) мероприятия в части соблюдения лицензионных требований не проводятся.

Суть в том, что лицензиат теперь обязан каждые 3 года после получения лицензии подтверждать, что его организация, работники и оборудование соответствуют лицензионным требованиям. В том числе, подтвердить что сама организация существует, т.к. сейчас в реестре МЧС есть много лицензий организаций, которые прекратили свою деятельность.

Кому и когда нужно подтверждать соответствие лицензионным требованиям

Это сказано в статье 3 Федерального закона от 11.06.2021 № 168-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статьи 1 и 22 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

168-ФЗ, статья 3

Установить, что положения статьи 24.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности» применяются в отношении лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и (или) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, с учетом следующих особенностей:

1) лицензиаты, которым лицензии предоставлены до 1 января 2012 года, должны представить в лицензирующий орган информацию, предусмотренную частью четвертой статьи 24.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение первого года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

2) лицензиаты, которым лицензии предоставлены в период с 1 января 2012 года по 31 декабря 2015 года включительно, должны представить в лицензирующий орган информацию, предусмотренную частью четвертой статьи 24.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение второго года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона;

3) лицензиаты, которым лицензии предоставлены начиная с 1 января 2016 года, должны представить в лицензирующий орган информацию, предусмотренную частью четвертой статьи 24.3 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ «О пожарной безопасности», в течение третьего года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в случае, если в течение этого года или ранее истекло три года и более с даты выдачи лицензии.

Кому «автоматически» засчитали подтверждение соответствие лицензионным требованиям в 2023 году и когда потребуется следующее

15 октября 2022 года вступили изменения, дополнившие приложение 16 пунктом 10 Постановления Правительства РФ от 12.03.2022 N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах», которое позволяет считать пройденным периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям, если оно выпало на 2022 и 2023 год.

Постановление Правительства РФ от 12.03.2022 N 353

10. Установить, что периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям лицензиатов, осуществляющих деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, лицензиатов, осуществляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе срок прохождения которого был перенесен в соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 12 марта 2022 г. N 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 и 2023 годах» на 2023 год), считается пройденным в случае наступления срока, до которого должно быть пройдено такое периодическое подтверждение соответствия лицензионным требованиям, в 2023 году.

Что в итоге

- Если лицензия получена до 1 января 2012 — в 2022 году подтверждение соответствия лицензионным требованиям считается пройденным, следующее будет в 2026 году.

- Если лицензия получена с 1 января 2012 по 31 декабря 2015 — в 2023 году подтверждение считается пройденным, следующее в 2026 году.

- Если лицензия получена после 1 января 2016 и с даты выдачи лицензии прошло уже 3 года — подтверждение потребуется в 2024 году.

Если в организации произошли изменения — эти изменения нужно внести в лицензию

Касается всех действующих лицензиатов, вне зависимости от даты получения лицензии, даже если по вашей лицензии «автоматически» засчитали подтверждение соответствия лицензионным требованиям.

Например

- Если у вас изменился адрес места нахождения и/или места осуществления деятельности — нужно срочно внести изменения в лицензию.

- Если изменились виды деятельности — нужно срочно внести изменения в лицензию.

Постановление Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128

8. При намерении лицензиата осуществлять лицензируемую деятельность по адресу места осуществления лицензируемого вида деятельности, не предусмотренному реестром лицензий, и (или) выполнять новые работы и оказывать новые услуги, составляющие лицензируемую деятельность и не предусмотренные реестром лицензий, в заявлении о внесении изменений в реестр лицензий указываются новый адрес места осуществления лицензируемого вида деятельности и (или) работы и услуги, которые лицензиат намерен выполнять и оказывать, а также сведения в соответствии с пунктом 6 настоящего Положения.

Все случаи когда нужно вносить изменения в действующую лицензию указаны в статье 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Причины приостановки лицензии указаны в статье 20 99-ФЗ и статье 24.2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

https://takir.ru/vse-publikacii/podtverzhdenie-sootvetstvija-licenzionnym-trebovanijam-k-dejatelnosti-po-montazhu-to-i-remontu-sppz/

 

Разработан проект приказа МЧС "О внесении изменений в приказ МЧС России от 29.09.2021 № 641" (Об утверждении перечней индикаторов риска нарушения лицензиатами обязательных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений и деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры).

Проект приказа МЧС "О внесении изменений в приказ МЧС России от 29.09.2021 № 641"

Приложение к проекту

На сайте Росстандарта опубликовано уведомление о разработке проекта СП Изменение № 6 к СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».

Проект СП

Пояснительная записка к проекту

Проектом изменения № 6 СП 4.13130.2013 предусмотрено:

- внесение новых положений согласно Плана мероприятий, утвержденного Правительством Российской Федерации;

- актуализация отдельных положений документа согласно решениям, разработанным и апробированным на настоящий момент при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.

https://nsopb.ru/events/sistemy-protivopozharnoj-zashhity-ogranichenie-rasprostranenija-pozhara-na-obektah-zashhity_2736

25 января в Волгограде прошел межрегиональный сбор по подведению итогов деятельности территориальных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций за 2022 год и постановке задач на 2023 год в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа.

В мероприятии принял участие заместитель Министра МЧС России - главный государственный инспектор Российской Федерации по пожарному надзору МЧС России Анатолий Супруновский.

Во время совещания, которое прошло в зале администрации региона, были рассмотрены вопросы деятельности в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах, показатели оперативного реагирования.

Докладывая об оперативной обстановке в ЮФО начальник ГУ МЧС России по Ростовской области С.Филиппов отметил, что в 2022 году органы управления и силы функциональных и территориальных подсистем РСЧС Южного федерального округа реагировали на 58 чрезвычайных ситуаций и 378 социально-значимых происшествий. Показатели ЧС в ЮФО увеличились на 49%, прежде всего за счет чрезвычайных ситуаций, связанных с обнаружением и обезвреживанием боеприпасов времен Великой Отечественной войны. Гибель людей на техногенных пожарах сокращена на 4%.

Подводя итоги совещания, заместитель Министра МЧС России Анатолий Супруновский подчеркнул, что в целом отмечается положительная динамика по всем основным направлениям деятельности территориальных подсистем РСЧС.

Завершилось мероприятие торжественной церемонией награждения ведомственными наградами и почетными грамотами представителей органов исполнительной власти субъектов, взаимодействующих структур и наиболее отличившихся сотрудников МЧС России из южных регионов страны.

Поскольку типовые дополнительные профессиональные программы, применяемые при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждены приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1156, документы о дополнительном профессиональном образовании, выданные образовательными организациями до 1 марта 2023 года, могут использоваться для подтверждения соответствия лицензионным и аттестационным требованиям, установленным:

подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства от 28.07.2020 N 1128;

подпунктом "а" пункта 4 Правил аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, утвержденных постановлением Правительства от 30.11.2021 N 2106.

<Письмо> МЧС России от 10.01.2023 N ИГ-19-12 "О рассмотрении обращений"

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ

ПИСЬМО

от 10 января 2023 г. N ИГ-19-12

О РАССМОТРЕНИИ ОБРАЩЕНИЙ

Рассмотрев обращения, Департамент надзорной деятельности и профилактической работы сообщает следующее.

Согласно части 5 статьи 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации. Согласно пункту 1 части 10 статьи 60 Федерального закона документ о квалификации подтверждает присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования (диплом о профессиональной переподготовке).

В соответствии со статьями 12 и 28 Федерального закона предусмотрено, что к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся разработка и утверждение образовательных программ, которые, в свою очередь разрабатываются в соответствии с порядком организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, установленным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере высшего образования.

Статьей 2 Федерального закона установлено, что дополнительное образование это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, в том числе для профессионального совершенствования.

В связи с тем, что типовые дополнительные профессиональные программы, применяемые при обучении работников соискателей лицензии или лицензиатов, осуществляющих лицензируемые виды деятельности в области пожарной безопасности, а также физических лиц, осуществляющих проектирование средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утверждены приказом МЧС России от 15.11.2022 N 1156 (далее - приказ), документы о дополнительном профессиональном образовании, выданные образовательными организациями до 01.03.2023, могут использоваться для подтверждения соответствия лицензионным и аттестационным требованиям, установленным подпунктом "в" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128, и подпунктом "а" пункта 4 Правил аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.11.2021 N 2106.

Следует отметить, что образовательные программы, разработанные образовательной организацией, подлежат приведению в соответствие с типовыми программами, утвержденными МЧС России.

Альтернативные требования для соответствия нормативными правовыми актами Российской Федерации по пожарной безопасности не установлены.

Кроме того, оценка соответствия работников соискателя лицензии или лицензиата обязательным требованиям проводится лицензирующим органом в рамках предоставления государственной услуги при рассмотрении соответствующего заявления.

Одновременно сообщается, что письма МЧС России не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативными правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.

Заместитель директора Департамента
надзорной деятельности
и профилактической работы
П.В.ПОЛЕХИН

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_437775/

http://www.consultant.ru/law/review/208542094.html

Принят ГОСТ Р 70443-2022 «Слаботочные системы. Кабельные системы. Техническое задание. Требования к составу и содержанию».

Документ утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23 декабря 2022 года №1577-ст.

В документе приведены состав и содержание разделов по техзаданию слаботочных и кабельных систем, а также порядок его разработки.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/01/23/utverzhden-gost-slabotochnye-sistemy-kabelnye-sistemy-tehnichesk

Поиск