С момента публикации на нашем сайте информации о том, как узнать о предстоящей проверке соблюдения требований пожарной безопасности, прошло уже более 5 лет, и за это время организация контрольно-надзорной деятельности в России существенно поменялась, вместе с этим и порядок уведомления контролируемых лиц изменился. В данной статье мы расскажем обо всех тонкостях и нюансах, связанных с информированием о проведении пожарных проверок, которые предусмотрены действующим на сегодняшний день законодательством.
1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — ФЗ № 248), который и определяет в настоящее время все нюансы организации контрольной деятельности в стране.
Указанным законом понятие «проверка» заменено на понятие «контрольное (надзорное) мероприятие» (далее — КНМ), и в отношении компаний (контролируемых лиц) проводятся именно КНМ, исключением остались проверки полномочий органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, на которые по-прежнему распространяются требования Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», и фактически порядок уведомлений для таких проверок не изменился.
Итак, как можно узнать о предстоящем КНМ в отношении вашей организации?
Как узнать о пожарной проверке с помощью ЕРКНМ
В соответствии с ч. 4 ст. 21 ФЗ № 248 информирование контролируемых лиц о совершаемых должностными лицами контрольного (надзорного) органа и иными уполномоченными лицами действиях и принимаемых решениях осуществляется в сроки и порядке, установленные ФЗ № 248, путем размещения сведений об указанных действиях и решениях в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий (далее — ЕРКНМ), а также доведения их до контролируемых лиц посредством инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, в том числе через федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее — ЕПГУ) и (или) через региональный портал государственных и муниципальных услуг.
В соответствии с ч. 4 ст. 19 ФЗ № 248 проведение КНМ, информация о которых на момент начала их проведения отсутствует в ЕРКНМ, не допускается.
Контролируемое лицо при осуществлении государственного контроля (надзора) имеет право отказать инспектору в доступе на объекты контроля, к документам и в принятии иных мер по проведению контрольного (надзорного) мероприятия в случае, если на документах, оформленных контрольным (надзорным) органом, двухмерный штриховой код (он же – QR-код) отсутствует либо нанесен некорректным образом.
Соответственно, первым источником получения информации о предстоящем КНМ является сайт https://proverki.gov.ru.

Рис.1 Главная страница сайта proverki.gov.ru
Согласно ч. 5 ст. 19 ФЗ № 248 информация, которая не внесена в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий и в отношении которой предусмотрена обязательность такого внесения, не может использоваться в целях принятия решений при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, за исключением случаев неработоспособности единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий, зафиксированных оператором реестра.
Для поиска КНМ регистрация не требуется, достаточно ввести свой ИНН в соответствующее поле поиска, и вы получите информацию как о прошедших проверках, так и о предстоящих. Здесь следует уточнить, что о таком контрольном (надзорном) мероприятии, как внеплановый инспекционный визит, информация в ЕРКНМ вплоть до его завершения не будет видна. Данный вид КНМ проводится без предварительного уведомления контролируемого лица, поэтому и в ЕРКНМ он не отображается до окончания его проведения.
Сроки внесения информации в ЕРКНМ контрольными органами строго регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.04.2021 № 604 «Об утверждении Правил формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 г. № 415» (далее — постановление № 604), например, сведения о контролируемом лице, в отношении которого организуется внеплановое КНМ в форме выездной проверки, вносятся не позднее 24 часов до начала проведения мероприятия (п. 7, раздел «Выездная проверка» приложения к постановлению № 604).
В ЕРКНМ вносится информация как о проводимых КНМ (контрольная закупка; мониторинговая закупка; выборочный контроль; инспекционный визит; рейдовый осмотр; документарная проверка; выездная проверка), так и о профилактических мероприятиях (профилактический визит; объявление предостережения).
Также о предстоящем КНМ в отношении вашей организации можно узнать в личном кабинете контролируемого лица на ЕПГУ.
Уведомление о предстоящих пожарных проверках через ЕПГУ
Отдельно хотим отметить, что работа по совершенствованию ЕРКНМ ведется постоянно. Так, в июне 2023 года произошло существенное обновление системы, в рамках которого реализовано уведомление контролируемых лиц посредством ЕПГУ, в случае наличия личного кабинета контролируемого лица данное уведомление является юридически значимым (де-юре его достаточно для законного проведения КНМ), по основаниям ч. 4 ст. 21 ФЗ № 248, при этом законом не исключается дополнительное уведомление контролируемого лица иными способами.
Для контрольных органов уведомление через ЕПГУ выглядит следующим образом (в примере на рисунке 2 у контролируемого лица личный кабинет ЕПГУ отсутствует, поэтому уведомление не пришло; на рисунке 3 уведомление было успешно размещено в личном кабинете контролируемого лица ЕПГУ):

Рис.2 Вид уведомления через ЕПГУ

Рис.3 Вид уведомления через ЕПГУ
Хотелось бы несколько отступить от основного вопроса. Как мы видим, на скриншоте выше (см. рисунок 2) отправлено несколько уведомлений контролируемому лицу, это происходит каждый раз, когда инспектор нажимает кнопку «сохранить» в паспорте проверки или профилактического мероприятия, так вот, может сложиться мнение, что отсутствие личного кабинета (далее — ЛК) в ЕПГУ поможет избавиться от проверки — это ошибочно. Разберем на примере административного правонарушения (далее – АП). Среди нарушителей бытует легенда, что протокол об АП лучше совсем не подписывать, будь то ГИБДД, или МЧС, или другие надзорные органы, так вот, это мнение крайне вредно для нарушителя, т. к. лишает его части возможностей на защиту. Если вы не согласны с протоколом, об этом обязательно следует указать письменно, если вам не разъяснили права и обязанности, следует также поставить отметку и, главное, необходимо получить копию протокола, о чем поставить подпись в оригинале. С вашими подписями или без них протокол все равно будет составлен.
Аналогично и с ЛК в ЕПГУ: неважно, получите вы уведомление посредством ЕПГУ или нет, вы будете уведомлены другими способами, КНМ все равно будет проведено.
Также следует знать, что уклонение контролируемого лица от проведения КНМ или воспрепятствование его проведению влечет ответственность, установленную статьей 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Неполучение контролируемым лицом решения на проведение КНМ никакими способами либо неявка на КНМ в назначенное время будет законно расценена контрольным (надзорным) органом как воспрепятствование проведению мероприятия.
Далее мы расскажем о видах КНМ, многие из которых могут проводиться вообще без предварительных уведомлений, однако информация о КНМ все равно будет внесена в ЕРКНМ, соответственно, при наличии ЛК компании в ЕПГУ вы получите уведомление об отдельных действиях и принятых решениях заблаговременно, что может помочь в оперативном обжаловании совершаемых в отношении компании действий в рамках проводимых КНМ и профилактических мероприятий.
В соответствии с ч. 5 ст. 21 ФЗ № 248 контролируемое лицо считается проинформированным надлежащим образом в случае, если:
1) сведения направлены контролируемому лицу электронной почтой по адресу, сведения о котором представлены контрольному (надзорному) органу контролируемым лицом и внесены в информационные ресурсы, информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или оказании государственных и муниципальных услуг, за исключением случаев, когда контролируемым лицом является гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность.
В этом случае гражданин информируется о совершаемых должностными лицами действиях и принимаемых решениях путем направления ему документов на бумажном носителе в случае направления им в адрес контрольного (надзорного) органа уведомления о необходимости получения документов на бумажном носителе, либо отсутствия у контрольного (надзорного) органа сведений об адресе электронной почты контролируемого лица и возможности направить ему документы в электронном виде через ЕПГУ (в случае если лицо не имеет учетной записи в единой системе идентификации и аутентификации, либо если оно не завершило прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации). Указанный гражданин вправе направлять контрольному (надзорному) органу документы на бумажном носителе. Для целей информирования контролируемого лица контрольным (надзорным) органом может использоваться адрес электронной почты, сведения о котором были представлены при государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) сведения были направлены в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через ЕПГУ или через региональный портал государственных и муниципальных услуг в адрес контролируемых лиц, завершивших прохождение процедуры регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки таких сведений.
В каких случаях не требуется уведомлять о проверке
Сроки уведомления контролируемых лиц отличаются в зависимости от вида КНМ, а в отдельных случаях уведомление и вовсе не требуется. К таким случаям относятся:
1. Инспекционный визит проводится без предварительного уведомления контролируемого лица и собственника производственного объекта (ч. 4, ст. 70 ФЗ № 248).
2. Срок и необходимость уведомления о проведении рейдового осмотра и документарной проверки ФЗ № 248 не установлены (ст. 71, 72 ФЗ № 248).
3. О проведении выездной проверки контролируемое лицо уведомляется путем направления копии решения о проведении выездной проверки не позднее чем за двадцать четыре часа до ее начала в порядке, предусмотренном статьей 21 ФЗ № 248, если иное не предусмотрено федеральным законом о виде контроля (ст. 73 ФЗ № 248).
Федеральный закон о виде контроля для федерального государственного пожарного надзора — это ст. 6, 6.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», уведомления там не установлены.
4. Выездное обследование проводится без информирования контролируемого лица (ч. 4, ст. 75 ФЗ № 248).
При этом в соответствии с постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» должностными лицами государственного пожарного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в формах:
а) рейдового осмотра;
б) выездной проверки.
Внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся в формах:
а) рейдового осмотра;
б) выездной проверки;
в) документарной проверки;
г) выборочного контроля.
Отдельно отметим два исключительных случая:
1. В соответствии с ч. 12 ст. 66 ФЗ № 248, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры.
В этом случае уведомление контролируемого лица о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия может не проводиться.
2. В соответствии с ч. 11 ст. 65 ФЗ № 248, если проведение контрольного (надзорного) мероприятия оказалось невозможным в связи с отсутствием контролируемого лица по месту нахождения (осуществления деятельности), либо в связи с фактическим неосуществлением деятельности контролируемым лицом, либо в связи с иными действиями (бездействием) контролируемого лица, повлекшими невозможность проведения или завершения контрольного (надзорного) мероприятия и был составлен акт о невозможности проведения такого мероприятия, уполномоченное должностное лицо контрольного (надзорного) органа вправе не позднее трех месяцев с даты составления акта о невозможности проведения контрольного (надзорного) мероприятия принять решение о проведении в отношении контролируемого лица такого же контрольного (надзорного) мероприятия без предварительного уведомления контролируемого лица и без согласования с органами прокуратуры.
Таким образом, сайт ЕРКНМ и личный кабинет контролируемого лица на портале госуслуг в настоящее время являются основными источниками сведений о предстоящей проверке.
Кроме того, как показывает практика, инспектор ГПН заблаговременно перед проведением КНМ согласовывает с контролируемым лицом конкретное время начала проверки – путем телефонного звонка, либо сообщения на адрес электронной почты, либо иным способом.
Источник: https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/kak-uznat-o-proverke-soblyudeniya-trebovaniy-pozharnoy-bezopasnosti-so-storony-nadzornykh-organov/

