Перечень нормативных правовых актов (их отдельных положений), содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного пожарного надзора", опубликованный на официальном сайте МЧС России в соответствии с ч.5 ст.8 Федерального закона "Об обязательных требованиях в РФ", дополнен новым нормативным актом - приказом МЧС России №1173 от 24.11.2022 г. "Об утверждении требований к проектированию систем передачи извещений о пожаре" (пункты: 2-4, 7, 8, 10, 13, 14, 16, 18-20, 24).

Перечень НПА

На портале размещения проектов нормативно-правовых актов опубликован проект постановления Правительства РФ "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Текст проекта Постановления

Проектом постановления вносятся изменения:

- в Правила аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию;

- в Положение о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений;

- в Положение о деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры.

https://nsopb.ru/events/o-vnesenii-izmenenij-v-nekotorye-akty-pravitelstva-rossijskoj-federacii_2778

Руководители организаций в России должны будут обеспечивать наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей эвакуационных выходов и дверных замков с 1 марта 2023 года.

Соответствующие изменения вносятся в постановление правительства "Об утверждении правил противопожарного режима в РФ" от 24 октября 2022 года.

"Руководитель организации обеспечивает наличие и исправное состояние устройств для самозакрывания противопожарных дверей, а также дверных ручек, устройств "антипаника", замков, уплотнений и порогов противопожарных дверей, предусмотренных изготовителем, а на дверях лестничных клеток, дверях эвакуационных выходов, в том числе ведущих из подвала на первый этаж (за исключением дверей, ведущих в квартиры, коридоры, вестибюли (фойе) и непосредственно наружу), приспособлений для самозакрывания", - говорится в документе.

В предыдущей редакции правил противопожарного режима не прописывалось, кто именно отвечает за эту работу.

Кроме этого, руководитель организации должен утверждать инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого здания, сооружения или группы однотипных по функциональному назначению и пожарной нагрузке зданий и сооружений, расположенных по одному адресу. Он также должен обеспечивать ведение журнала эксплуатации систем противопожарной защиты и внесение в него информации. При этом допускается ведение журнала в электронном виде.

Форма ведения журнала эксплуатации систем противопожарной защиты определяется руководителем объекта защиты.

В новой версии правил также представлены нормы обеспечения переносными огнетушителями объектов защиты в зависимости от их категорий по пожарной и взрывопожарной опасности и класса пожара (за исключением автозаправочных станций).

https://ria.ru/20230301/evakuatsiya-1854996156.html

В Госдуму внесен законопроект, устанавливающий постоянный государственный пожарный надзор на критически важных для национальной безопасности России объектах.

Речь идет об объектах, входящих в утверждаемый правительством РФ перечень. Кроме того, пожарный надзор предлагается распространить на другие особо важные пожароопасные объекты, ценные объекты культурного наследия, а также на закрытые административно-территориальные образования и федеральные территории. В таких местах предусматривается создание объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы.

В современных условиях при многократном наращивании объемов производства оборонной продукции пропорционально возрастают риски возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций на критически важных объектах, говорится в пояснительной записке.

По словам авторов, пожары и другие чрезвычайные ситуации на таких объектах «могут иметь региональный, федеральный или трансграничный характер и нанести при определенных условиях непоправимый урон обороноспособности Российской Федерации, [привести] к утрате бесценных объектов, олицетворяющих российскую государственность и культуру».

Предлагаемые изменения направлены на обеспечение оперативного принятия решений для предупреждения возникновения техногенных пожаров и чрезвычайных ситуаций на объектах, обозначено в документе.

Для повышения пожарной безопасности населенных пунктов и предотвращения перехода огня с природного ландшафта ширина минерализованных полос, отделяющих строения от леса или торфяника, увеличена до 1,4 метров.

Упрощены требования противопожарной безопасности при сжигании мусора и приготовления пищи на открытом огне на приусадебных участках. Также сжигать сухую траву на индивидуальных земельных участках можно будет на расстоянии не менее 15 метров от построек.

Мангалы должны быть расположены от дома на расстоянии, превышающем 5 метров.

Введен категоричный запрет на установку глухих решеток на окнах подвалов и приямках у окон подвалов, являющихся аварийными выходами, и загромождение эвакуационных путей и выходов.

Специальные инженерно-технические мероприятия не нужны при использовании хлопушек и бенгальских свечей.

Также Правила противопожарного режима дополнены требованием об установке автономных дымовых пожарных извещателей в жилье многодетных семей и граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Источник: https://61.mchs.gov.ru/

С 1 марта 2023 года вступают в силу Требования к проектированию систем передачи извещений о пожаре для оснащения зданий, в том числе пожарных отсеков (Приказ МЧС России от 24 ноября 2022 г. № 1173, зарег. в Минюсте 30 ноября 2022 года). Приказ будет действовать до 28 февраля 2029 года.

МЧС России установило требования к проектированию систем извещения для оснащения зданий, в том числе пожарных отсеков, должностными лицами, специалистами, осуществляющими работы по подготовке проектной документации.

При проектировании СПИ, в состав которой входит ретранслятор и имеется возможность формирования канала связи по разным маршрутам, проектная документация на СПИ должна содержать графическую и текстовую информации (схемы, алгоритмы).

В проектной документации указываются требования к периодичности и объему работ по техническому обслуживанию технических средств СПИ, а также срок эксплуатации СПИ в соответствии с ТД изготовителя.

В случае технической возможности СПИ следует сопрягать с системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения (система обеспечения вызова экстренных оперативных служб по единому номеру "112" субъекта Российской Федерации 3, аппаратно-программный комплекс "Безопасный город" 4 и иными системами субъектов Российской Федерации).

Требования к проектированию приборов объектовых оконечных (ПОО) СПИ

- Линии связи в здании между ПОО и прибором приемно-контрольным пожарным (ППКП), а также между компонентами ПОО (при блочно-модульном его исполнении), должны контролироваться средствами ПОО на работоспособность.

- Требования к размещению ПОО определяются технической документацией изготовителя.

- Размещение ПОО, имеющих органы индикации и\или управления, следует предусматривать в местах, позволяющих иметь доступ к управлению и беспрепятственно наблюдать режим работы.

- Прокладка линий связи должна проводиться по кратчайшему расстоянию параллельно стенам, перекрытиям, колоннам.

- Линии связи прокладываются на высоте не менее 2,2 м от пола. Должна быть предусмотрена их защита от повреждений.

- В зонах с электромагнитными воздействиями применяются оптические линии связи.

- Если у ПОО СПИ имеется собственный канал радиосвязи, монтаж антенно-фидерных устройств следует производить в соответствии с требованиями технической документации изготовителя.

- Антенны размещаются в соответствии с технической документацией изготовителя.

- ПОО размещается совместно с ППКП, если есть техническая возможность ППКП приема тревожных сигналов извещателей, расположенных в зданиях на общей территории объекта защиты.

Требования к проектированию приборов пультовых оконечных (ППО) СПИ

- В случае сопряжения системы пожарного извещения с системами обеспечения безопасности жизнедеятельности населения ППО может устанавливаться в месте, определенном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

- Требования к установке ППО определяются технической документацией изготовителя.

- Если у ППО СПИ имеется собственный канал радиосвязи, то монтаж антенно-фидерных устройств следует производить в соответствии с технической документацией изготовителя.

- Антенны размещаются в соответствии с требованиями технической документацией изготовителя.

- Для приема извещений от ПОО, расположенных в разных направлениях от ППИ, необходимо использовать антенну с круговой диаграммой направленности в горизонтальной плоскости, либо несколько антенн, ориентированных в разных направлениях.

Требования к размещению автоматизированного рабочего места диспетчера (АРМ)

- АРМ располагается в помещении пункта связи части пожарно-спасательного подразделения, обеспечивающего направление помощи к месту вызова в границах указанного муниципального образования.

- АРМ (на базе средств вычислительной техники) и ППО соединяются посредством цифровых линий связи с использованием стандартных портов персонального компьютера (COM, LPT, USB, LAN). При необходимости для организации связи между АРМ и ППО можно использовать сетевой коммутатор с бесперебойным электропитанием.

- АРМ на базе иных технических средств связывается с ППО в соответствии с технической документацией изготовителя технического средства.

- При невозможности подключения ППО и АРМ по проводным цифровым линиям связи допускается подключение по беспроводным или иным линиям связи.

- Линии связи между ППО и АРМ должны контролироваться на работоспособность. В случае нарушения работоспособности линий информация должна отображаться на АРМ при помощи свето-звуковой сигнализации.

На официальном сайт Росстандарта опубликован ведомственный Приказ от 13 февраля 2023 г. № 318 «Об утверждении перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"».

Приказ содержит новый перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.

Список состоит из 145 документов, устанавливающих:

- Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты.

- Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов защиты.

- Требования к установкам пожаротушения.

- Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям, материалам и изделиям.

- Требования пожарной безопасности к электрооборудованию, электротехнической и кабельной продукции.

Аналогичный Приказ Росстандарта от 14 июля 2020 г. № 1190 признан утратившим силу.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/02/17/rosstandart-ustanovil-perechen-dokumentov-po-standartizatsii-v-s

Планируется значительно расширить перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, которые могут стать основанием для проведения внеплановых надзорных мероприятий.

На портале проектов нормативно-правовых актов опубликован текст проекта приказа МЧС России "О внесении изменений в перечень вопросов индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного пожарного надзора, утвержденный приказом МЧС России от 07.06.2021 № 364".

Паспорт проекта - https://regulation.gov.ru/projects#npa=135772

https://nsopb.ru/events/osnovanija-dlja-provedenija-vneplanovyh-nadzornyh-meroprijatij_2761

Андрей Макеев, заместитель директора Департамента надзорной деятельности МЧС России, на конференции «Пожарная безопасность жилых зданий и объектов коммерческой недвижимости» ТБ Форума рассказал о правовом регулировании в данной сфере.

По словам Андрея Макеева, согласно статистике, наибольшее число пожаров происходит в неподконтрольной Госпожарнадзору среде – это частный сектор. Поскольку эту проблему нельзя устранить административными методами, то нужно техническое решение данного вопроса. Поэтому в противопожарные правила внесли норму - жилые помещения, где проживают семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, а также многодетные семьи, должны быть оборудованы пожарными извещателями в независимости от характеристик здания. Эта норма начнет действовать с 1 марта 2023 года. Она была разработана совместно с органами власти регионов и Госпожарнадзором. Положительный эффект от применения приборов уже заметен - несколько тысяч человек было спасено при пожарах благодаря срабатыванию извещателей во время возгорания.

Изменения в законодательстве, в том числе внесения поправок в Технический регламент о требованиях пожарной безопасности вызваны реализацией механизма регуляторной гильотины, о котором было объявлено в январе 2019 года после того, как в адрес регуляторов нередко озвучивалась критика об устаревшем и избыточном регулировании в сфере пожарной безопасности, да и других сферах тоже. Мы подходили точечно к решению данной проблемы: издавались дорожные карты. Все нормы все-таки должны быть направлены на обеспечение безопасности людей, защиту имущества, но в то же время все законодательные инициативы обязаны пройти фильтр бизнес-сообщества. - пояснил Андрей Макеев.

Эксперт рассказал, какая работа ведется в плане актуализации нормативной базы в сфере пожарной безопасности. Так, планируется внести поправки в 384-й ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для исключения дублирования законов и несогласованности подзаконных актов, которые издают Минстрой России и МЧС России.

Порой бывает сложно разграничить действие пожарных и строительных норм. Яркий пример – требования безопасности к детским комнатам в ТЦ. По нормам Минстроя их размещение ограничено на этажах объектов с массовым пребыванием людей, не выше 2 этажа. После трагедии в ТЦ «Зимней вишне» были инициированы массовые проверки торговых объектов. Эксплуатация более 70 ТЦ приостановили из-за того, что детские комнаты располагались выше 2 этажа. - отметил Андрей Макеев.

https://ru-bezh.ru/meropriyatiya/news/23/02/14/garmonizatsiya-pozharnogo-zakonodatelstva-budet-prodolzhena

В весеннюю сессию в Госдуму планируется внести на рассмотрение законопроект о поправках в Административный кодекс. Документом будет ужесточена ответственность для соцучреждений (дома престарелых, приюты для бездомных, мини-гостиницы и хостелы), которые препятствуют законной деятельности пожарных инспекторов и представителей других надзорных ведомств, сообщает Парламентская газета.

Причиной пересмотра законодательства стала трагедия в Кемеровской области. В результате пожара в частном доме престарелых погибло 22 человека. За несколько недель до ЧП владелец организации не позволил инспектору Госпожарнадзора провести осмотр здания. По мнению депутатов Госдумы, в последние годы пожары в частных пансионатах уносят жизни десятки людей. Сотрудникам надзорных органов могут чинить препятствия, отделываясь небольшими штрафами. Тем, кто уклоняется от проведения проверок, грозит штраф от 500 до 1000 рублей, должностным лицам грозит 2-4 тысячи, организациям – 5-10 тысяч.

Поэтому предлагается увеличить размер штрафных санкций в 10 раз: для физических лиц он вырастет до 5-10 тысяч рублей, должностных лиц - до 20-40 тысяч, а организаций - до 50-100 тысяч рублей.

После трагедии в Кемеровской области, которая произошла 24 декабря 20222 года, Генпрокуратура инициировала проверку пожарной безопасности в домах престарелых, а также для соцучреждений для инвалидов, бездомных и лиц без определенного места жительства. Кроме того, решается вопрос о введении лицензирования для таких объектов.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/02/08/shtrafy-za-vosprepyatstvovanie-zakonnoy-deyatelnosti-inspektorov

Поиск