Вопрос разграничения ответственности между собственниками и арендаторами за нарушение требований пожарной безопасности уже долгое время волнует многих людей. Проведены десятки, а может и сотни конференций и совещаний, где поднимался этот вопрос, но на сегодняшний день однозначного ответа на него нет. Попробуем отразить все аспекты этой проблемы в нашей статье.

Вообще, корень зла состоит в том, что в борьбе за возложение ответственности за нарушения требований пожарной безопасности между собственником и арендатором, прежде всего, страдают люди, которые находятся на арендуемых площадях. Причина этому проста: когда ни собственник, ни арендатор не признают своих обязанностей по обеспечению пожарной безопасности, эта самая пожарная безопасность становится никому не нужной до ближайшей проверки или резонансного пожара. В последнем случае компетентные органы вряд ли станут «лопатить» договора аренды, в первую очередь будет виноват собственник объекта защиты. Поэтому рекомендуем собственникам сначала позаботиться об устранении нарушений, а уж потом задуматься о том, как делить ответственность.

Итак, что говорит законодательство на этот счет?

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее — ФЗ № 69) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут:

- собственники имущества;

- руководители федеральных органов исполнительной власти;

- руководители органов местного самоуправления;

- лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций;

- лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности;

- должностные лица в пределах их компетенции.

Как мы видим, закон не разделяет степень ответственности между собственниками и иными лицами, уполномоченными на владение имуществом, к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности может быть привлечен как собственник, так и арендатор в равной степени и даже одновременно, аналогичная позиция изложена в постановлении Верховного Суда РФ от 16 сентября 2014 г. № 304-АД14-334:

«…При этом судами отмечено, что вышеуказанным договором ответственность за противопожарное состояние помещения возложена на арендатора, однако данное обстоятельство не освобождает арендодателя от исполнения установленной действующим законодательством обязанности соблюдения правил пожарной безопасности и от несения ответственности перед государством за нарушение соответствующих правил в отношении принадлежащего ему на праве собственности здания…»

«…Суды также пришли к выводу о том, что обществом не представлены доказательства принятия всех зависящих от него мер по предупреждению совершенных административных правонарушений, наличия каких-либо препятствий для соблюдения правил пожарной безопасности, вследствие чего оно правомерно привлечено к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ…»

Собственнику или арендатору нельзя обезопасить себя от штрафа?

Конечно же, можно, как мы и сказали в начале статьи, путем выполнения всех требований пожарной безопасности. Но все же, наверное, бывают случаи, когда нарушения есть, как быть тогда?

Право в Российской Федерации не является прецедентным, тем не менее Пленум Верховного Суда рекомендует коллегам использовать прецеденты в судебной практике, но они не всегда используются на местах конкретными должностными лицами, в связи с чем «правильный» договор аренды поможет в отдельных случаях обезопасить себя от штрафа.

Договор аренды

Не следует в договоре аренды вообще избегать упоминания о том, кто обязан обеспечивать пожарную безопасность, также не следует ограничиваться общими фразами, например, «обеспечение пожарной безопасности в арендуемых помещениях возлагается на арендатора».

Договор аренды относится к категории гражданско-правовых отношений, поэтому зачастую при определении ответственности ссылаются на ч. 2 ст. 612 Гражданского кодекса РФ:

«Арендодатель не отвечает за недостатки сданного в аренду имущества, которые были им оговорены при заключении договора аренды или были заранее известны арендатору либо должны были быть обнаружены арендатором во время осмотра имущества или проверки его исправности при заключении договора или передаче имущества в аренду».

Положения закона в данном случае регулируют, прежде всего, ответственность в плоскости гражданско-правовых отношений, а не административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

В связи с чем арендатору до заключения договора аренды следует выяснить степень соответствия арендуемой площади требованиям пожарной безопасности и в случае выявления нарушений заранее оговорить с собственником имущества, на каких условиях будет осуществляться устранение нарушений и какие санкции предусмотрены для сторон договора в случае привлечения к административной ответственности за конкретные нарушения требований пожарной безопасности или повреждение имущества в результате пожара (например, неустойка в виде суммы административного штрафа или понесенных фактически убытков). Также наличие нарушений на объекте можно выяснить в территориальном органе ОНД и ПР либо на сайте ЕРКНМ.

При отсутствии нарушений, требующих значительных материальных затрат (например, необходимость установки автоматических систем противопожарной защиты, установки противопожарных дверей, систем дымоудаления и т. д.), собственнику об этом следует прямо указать в договоре. Например: «Имущество, передаваемое в аренду, соответствует обязательным требованиям пожарной безопасности и требованиям пожарной безопасности, содержащимся в нормативных документах по пожарной безопасности, указанным в пункте 1 части 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ “Технический регламент о требованиях пожарной безопасности”». И далее уже разграничивать ответственность: кто и в какой степени будет выполнять конкретные требования пожарной безопасности, а также санкции за их невыполнение.

Можно прямо указать на соблюдение арендатором или собственником конкретных НПА, например, Правил противопожарного режима в РФ (далее — ППР) или их пунктов (например, собственник помещения в соответствии с п. 54 ППР организует работы по обслуживанию систем противопожарной защиты, а арендатор обязуется предоставлять помещения для проведения указанных работ в соответствии с графиком).

В соответствии с п. 42 Положения о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре», плановое контрольное (надзорное) мероприятие планируется в отношении объектов надзора, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, т. е. в отношении конкретного здания, а учитывая, что арендаторы часто меняются, договоры аренды составляются длительностью до одного года и не подлежат официальной регистрации, контролируемым лицом при проведении контрольного (надзорного) мероприятия в большинстве случаев является собственник объекта защиты. Соответственно, привлечь к ответственности другое контролируемое лицо (арендатора) без организации новой проверки не получится в силу ч. 3.1 ст. 28.1 КоАП РФ, исключением является КНМ в форме рейдового осмотра, когда взаимодействие может осуществляться с несколькими контролируемыми лицами, но такие проверки проводятся в основном для крупных торговых центров, где точно известно о наличии большого количества арендаторов.

В заключение хотим еще раз отметить, что обеспечение пожарной безопасности в здании, прежде всего, обязанность собственника, т. к. это его имущество и на нем лежит бремя его содержания. В отдельных случаях часть обязанностей по обеспечению пожарной безопасности можно возлагать на арендатора, но это никак не защищает от административной ответственности как арендатора, так и собственника при наличии нарушений требований пожарной безопасности.

Возложенные на арендатора обязанности должны быть соизмеримы с его возможностями, часто бывает, что арендатору вменяется обязанность оборудовать помещение системой АПС, при этом другим пунктом договора установлен запрет на проведение строительных работ в арендуемом помещении. В то же время вопросы обучения персонала мерам пожарной безопасности, запрет курения, содержание путей эвакуации на арендуемых площадях в надлежащем виде и т. д., конечно же, относятся в том числе и к ответственности арендатора.

Если собственник возлагает часть обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на арендатора, то рекомендуем осуществлять контроль проведения требуемого объема работ, например, если арендатор обязан осуществлять очистку вентиляционных систем по договору, то следует предусмотреть договором предоставление собственнику копии соответствующих документов по факту выполнения работ.

Подробное разграничение ответственности в договоре, установление неустоек на случай выявления нарушений со стороны надзорных органов и строгий контроль за обеспечением пожарной безопасности в здании позволят сэкономить ваши деньги и нервы.

Одно ясно точно: на сегодняшний день законодательством не разграничена ответственность между арендатором и собственником. Необходимо нормативное обоснование этой границы.

Источник: https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/razgranichenie-otvetstvennosti-za-pozharnuyu-bezopasnost-mezhdu-arendatorom-i-arendodatelem/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 248, раскрытие информации контролируемым субъектам о мерах контроля (надзора), предпринимаемых должностными лицами контролирующего органа и другими уполномоченными лицами, а также о принимаемых решениях, осуществляется в установленные Федеральным законом № 248 сроки и в соответствии с предписанным порядком.

Эта информация размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и передается контролируемым субъектам с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, применяемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и/или региональный портал государственных и муниципальных услуг.

Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона № 248, проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на момент их начала, не допускается.

Следовательно, основным источником получения информации о предстоящем контрольно-надзорном мероприятии является официальный веб-сайт https://proverki.gov.ru.

Для осуществления поиска контрольно-надзорного мероприятия необходимо ввести собственный индивидуальный номер налогоплательщика в соответствующее поле поиска, и тогда вы сможете получить информацию как о прошедших проверках, так и о предстоящих.

Сроки внесения информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий контролирующими органами жестко урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года № 604 "О правилах формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415".

К примеру, данные о контролируемом субъекте, в отношении которого организуется внеплановая проверка в форме выездной проверки, должны быть внесены не позднее чем за 24 часа до начала проведения мероприятия в соответствии с пунктом 7, раздела "Выездная проверка" приложения к постановлению № 604.

Информация о проведенных проверках и профилактических мероприятиях (в том числе профилактических визитах и объявлениях предостережения) вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона № 248, контролируемый субъект считается надлежащим образом проинформированным, если:

1) сведения направлены ему электронной почтой на адрес, предоставленный контролирующему органу контролируемым субъектом и внесенный в информационные ресурсы и информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или предоставлении государственных и муниципальных услуг. Исключением являются случаи, когда контролируемым субъектом является гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью. В таком случае гражданин уведомляется о действиях, предпринимаемых должностными лицами, и о принимаемых решениях путем направления ему соответствующих документов на бумажном носителе, если он направил уведомление контролирующему (надзорному) органу о желании получить документы в бумажном виде, или если контролирующий (надзорный) орган не располагает сведениями о адресе электронной почты контролируемого субъекта и не имеет возможности отправить ему документы в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанный гражданин имеет право отправлять контролирующему (надзорному) органу документацию в печатной форме. В целях уведомления контролируемого субъекта, контрольным (надзорным) органом может быть использован адрес электронной почты, предоставленный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

2) информация может быть направлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Единый портал государственных и муниципальных услуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг к контролируемым субъектам, завершившим процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки такой информации.

https://www.nsopb.ru/events/kak-uznat-o-provedenii-proverki-pozharnoj-bezopasnosti_2929

30 октября при участии главы МЧС России Александра Куренкова состоялось совместное заседание Комитетов Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции и по контролю.

Со вступительными словами выступили председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и председатель Комитета Государственной Думы по контролю Олег Морозов.

В преддверии «правительственного часа» глава МЧС России Александр Куренков представил информацию об эффективности функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее – РСЧС), приоритетах в работе ведомства.

В обсуждениях принял участие аудитор Счетной палаты РФ Олег Савельев.

«Действующая структура функциональных и территориальных подсистем РСЧС позволяет обеспечивать весь спектр мероприятий по своевременному реагированию на чрезвычайные ситуации. Её основу составляют органы управления, а также силы и средства, в составе которых около полутора миллионов человек и 370 тысяч единиц техники.

Существующая модель превентивных и профилактических мероприятий показывает свою эффективность. Совместные усилия органов власти всех уровней позволяют добиваться положительной динамики по снижению количества чрезвычайных ситуаций и пожаров», - сказал Александр Куренков. 

Вместе с тем не теряет актуальности проблема защиты населения и территорий. Достигнутые на сегодняшний день положительные результаты не отменяют необходимости внедрения новейших подходов. 

МЧС России проводит работу по целенаправленному развитию РСЧС. Этот процесс затрагивает совершенствование законодательства, способов и методов защиты населения, модернизацию технических средств и другие направления деятельности с учетом новых угроз национальной безопасности.

«В прошлом году были внесены важные изменения в законы о гражданской обороне, защите от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности, направленные на совершенствование правового регулирования. Подготовлены изменения в нормативные акты, которые вносят ряд важных уточнений. Например, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций можно будет проводить как в режиме повседневной деятельности, так и в режиме повышенной готовности.

Также при введении режима повышенной готовности субъектам будет предоставлено право использовать имеющиеся резервы материальных ресурсов не только для ликвидации чрезвычайных ситуаций, но и для их предупреждения», - отметил глава МЧС России. 

«Мы постарались урегулировать все основные сферы деятельности МЧС России, имеются позитивные результаты, а это, как считает наш комитет, следствие эффективной и слаженной работы центрального аппарата Министерства, региональных подразделений МЧС России и всей системы РСЧС», - подчеркнул Василий Пискарев.

По словам Александра Куренкова, подготовлены предложения по определению порядка разработки планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организации тушения ландшафтных пожаров силами и средствами РСЧС. В Государственной Думе проходит рассмотрение проект федерального закона о безопасности людей на водных объектах, который должен стать базовым законодательным актом в данной области. 

«Министр МЧС России выступит перед Думой впервые в этом созыве. Уже в процессе подготовки к «правительственному часу» мы видим, что интерес к теме со стороны депутатского корпуса очень высок», — отметил председатель Комитета по контролю Олег Морозов. 

Глава МЧС России выступит на «правительственном часе» в Госдуме 8 ноября.

 
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы
 
Глава МЧС России Александр Куренков принял участие в заседании профильных комитетов Госдумы

Согласно пункту 4 статьи 21 Федерального закона № 248, раскрытие информации контролируемым субъектам о мерах контроля (надзора), предпринимаемых должностными лицами контролирующего органа и другими уполномоченными лицами, а также о принимаемых решениях, осуществляется в установленные Федеральным законом № 248 сроки и в соответствии с предписанным порядком. 

Эта информация размещается в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий и передается контролируемым субъектам с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, применяемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и выполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" и/или региональный портал государственных и муниципальных услуг. 

Согласно пункту 4 статьи 19 Федерального закона № 248, проведение контрольно-надзорных мероприятий, информация о которых отсутствует в едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий на момент их начала, не допускается. 

Следовательно, основным источником получения информации о предстоящем контрольно-надзорном мероприятии является официальный веб-сайт https://proverki.gov.ru. 

Для осуществления поиска контрольно-надзорного мероприятия необходимо ввести собственный индивидуальный номер налогоплательщика в соответствующее поле поиска, и тогда вы сможете получить информацию как о прошедших проверках, так и о предстоящих. 

Сроки внесения информации в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий контролирующими органами жестко урегулированы постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2021 года № 604 "О правилах формирования и ведения единого реестра контрольных (надзорных) мероприятий и о внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года № 415". 

К примеру, данные о контролируемом субъекте, в отношении которого организуется внеплановая проверка в форме выездной проверки, должны быть внесены не позднее чем за 24 часа до начала проведения мероприятия в соответствии с пунктом 7, раздела "Выездная проверка" приложения к постановлению № 604. 

Информация о проведенных проверках и профилактических мероприятиях (в том числе профилактических визитах и объявлениях предостережения) вносится в единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. В соответствии с пунктом 5 статьи 21 Федерального закона № 248, контролируемый субъект считается надлежащим образом проинформированным, если: 

[????] 1) сведения направлены ему электронной почтой на адрес, предоставленный контролирующему органу контролируемым субъектом и внесенный в информационные ресурсы и информационные системы при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля или предоставлении государственных и муниципальных услуг. Исключением являются случаи, когда контролируемым субъектом является гражданин, не занимающийся предпринимательской деятельностью. В таком случае гражданин уведомляется о действиях, предпринимаемых должностными лицами, и о принимаемых решениях путем направления ему соответствующих документов на бумажном носителе, если он направил уведомление контролирующему (надзорному) органу о желании получить документы в бумажном виде, или если контролирующий (надзорный) орган не располагает сведениями о адресе электронной почты контролируемого субъекта и не имеет возможности отправить ему документы в электронной форме через Единый портал государственных и муниципальных услуг.

Указанный гражданин имеет право отправлять контролирующему (надзорному) органу документацию в печатной форме. В целях уведомления контролируемого субъекта, контрольным (надзорным) органом может быть использован адрес электронной почты, предоставленный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

[????] 2) информация может быть направлена в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, через Единый портал государственных и муниципальных услуг или региональный портал государственных и муниципальных услуг к контролируемым субъектам, завершившим процедуру регистрации в единой системе идентификации и аутентификации, с подтверждением факта доставки такой информации.

С целью обеспечения безопасности от пожаров и их последствий в школах был разработан комплекс специальных требований.

Требования, касающиеся пожарной безопасности в школах, должны быть строго соблюдены как персоналом учебного заведения, так и учащимися.

Давайте рассмотрим основные принципы, которые обеспечивают безопасную эвакуацию из учебных классов в случае пожара.

Персонал и ученики должны следовать Правилам Противопожарного режима.

Согласно пункту 5 Правил противопожарного режима, утвержденных Правительством РФ 16.09.2020 № 1479, здания, в которых одновременно может находиться 50 и более человек, а также здания с постоянными рабочими местами для 10 и более человек на этаже, должны иметь план эвакуации при пожаре, который должен быть размещен на видном месте.

В каждом образовательном учреждении должен быть разработан и вывешен на видном месте план эвакуации людей. В случае возникновения пожара в школе, необходимо в первую очередь вызвать пожарную охрану, организовать эвакуацию учащихся и персонала школы в соответствии с планом. План эвакуации должен включать процедуры оповещения педагогов и учащихся о пожаре, указывать пути эвакуации и места, куда следует эвакуироваться.

Планы эвакуации должны быть размещены достаточно видимо в коридорах каждого этажа, но не требуется вывешивать их в каждом учебном классе. Учебные классы, вмещающие до 50 человек, должны иметь не менее одного эвакуационного выхода, а классы, вмещающие 50 и более человек, должны иметь не менее двух выходов.

Требования пункта 4.2.7 СП 1.13130.2020 "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы" также указывают, что учебные классы должны иметь не менее двух эвакуационных выходов в случае, если общее количество людей, находящихся в классе и смежных помещениях, составляет 50 и более человек (при условии, что в классе есть только один эвакуационный выход). Высота эвакуационного выхода должна быть не менее 1,9 м, а ширина выхода из класса с числом учащихся более 15 человек должна быть не менее 0,9 м.

Согласно пункту 4.2.22 СП 1.13130.2020, двери эвакуационных выходов из классов должны открываться в сторону выхода из них (за исключением классов, предназначенных для не более 15 человек). Высота горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее двух метров. Ширина горизонтальных участков путей эвакуации должна быть не менее одного метра, а для прохода к отдельным партам - не менее 0,7 м.

Порог в дверном проеме должен иметь высоту не более 50 мм.

Согласно пункту 27 ППР-2020 запрещается размещать мебель и оборудование на эвакуационных путях и выходах, а также изменять направление открывания дверей.

Требования к декоративным и облицовочным материалам, а также покрытиям полов на путях эвакуации из учебных классов представлены в таблице 28 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".

Касаемо использования решеток на окнах учебных классов, окна не являются эвакуационными выходами и считаются аварийными только в случае, если они напрямую ведут наружу из класса с полом, находящимся ниже минус 4,5 метра и выше плюс 5 метров. Размеры таких окон должны быть не менее 0,75 м × 1,5 м.

Глухие решетки запрещено устанавливать на окнах подвалов и около окон подвалов, которые являются аварийными выходами из них, но в остальных случаях установка решеток не запрещена.

Однако, учитывая, что окна могут быть использованы как для самостоятельной эвакуации, так и для спасения с помощью пожарных служб или специально обученного персонала (включая использование спасательных средств), рекомендуется устанавливать распашные решетки.

Ответственность за выполнение комплекса противопожарных мер лежит на руководстве школы и, прежде всего, на директоре, который осуществляет контроль над действиями остальных должностных лиц учреждения и учеников.

https://www.nsopb.ru/events/perechen-protivopozharnyh-meroprijatij-v-obshheobrazovatelnom-uchrezhdenii_2927

Официально опубликован Федеральный закон от 19.10.2023 № 506-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О пожарной безопасности» и статью 97 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Изменения касаются деятельности органов федерального государственного пожарного надзора, в части установления постоянного федерального государственного пожарного надзора на критически важных объектах а также вопросов обучения мерам пожарной безопасности и лицензии в области пожарной безопасности.

Текст Федерального закона

На портале проектов НПА размещен текст проекта постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила противопожарного режима в Российской Федерации».

Текст проекта

Пояснительная записка к проекту

Предлагаемыми проектом изменениями обеспечивается возможность руководителям объектов защиты определять порядок хранения и своевременного предоставления документации, подтверждающей пределы огнестойкости, класс пожарной опасности и показатели пожарной опасности строительных конструкций, заполнения проемов в них, в рамках контрольно-надзорного или профилактического мероприятия, допускается использование современных технических средств, обеспечивающих безопасное использование электрической проводки при прокладке по горючему основанию, определены места размещения и содержания планов эвакуации людей при пожаре, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от опасных факторов пожара.

Также проектом регламентируются условия, обеспечивающие пожарную безопасность при хранении и применении легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, пороха, взрывчатых веществ, пиротехнических изделий, баллонов с горючими газами на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах.

Определен порядок проведения комплексных испытаний систем пожарной автоматики по истечению срока службы, снимаются ограничения по хранению негорючих материалов в горючей упаковке на открытых площадках и другие значимые изменения.

При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения в составе систем пожарной автоматики по истечении срока (среднего срока) службы, установленного изготовителем, и (или) при отсутствии информации изготовителя о возможности его дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты, с привлечением организации или индивидуального предпринимателя, имеющего специальное разрешение на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивает ежеквартальное проведение комплексных испытаний на работоспособность систем пожарной автоматики.».

https://www.nsopb.ru/events/izmenenija-v-pravila-protivopozharnogo-rezhima_2919

Специалисты Главгосэкспертизы России приняли участие в дискуссии о путях развития законодательства, государственной политики и технического регулирования в области пожарной безопасности. Этой теме был посвящен круглый стол на Международном строительном форуме 100+Techno Build, который проходил 3-6 октября в Екатеринбурге, сообщает сайт Главгосэкспертизы РФ.

Развитие расчетных способов обоснования проектных решений взамен прежней системы предписывающих норм и требований в области пожарной безопасности является одним из флагманских направлений трансформации строительной отрасли. – подчеркнул Игорь Костерин, представитель Управления промышленной, ядерной, радиационной, пожарной безопасности и ГОЧС Главгосэкспертизы России.

В своем докладе на Форуме 100+ эксперт подробно проанализировал последние изменения в нормативной базе, а также рассказал о типичных ошибках в проектной документации, представляемой на экспертизу с учетом анализа выполняемых расчетных обоснований.

Так, с 1 сентября 2023 года вступила в силу новая Методика определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, документ был утвержден приказом МЧС России № 1140 от 14 ноября 2022 года. Ранее, в июле 2022 года, были внесены значимые изменения в статью 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Поправки расширяют перечень условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности, в том числе за счет применения внутренних стандартов организаций, специальных технических условий, результатов исследований, расчетов или испытаний.

Ключевая особенность проводимых расчетов состоит в обосновании требуемого уровня обеспечения пожарной безопасности объектов, что позволит исключить риски гибели или причинения вреда жизни и здоровью людей при пожаре. – отметил Игорь Костерин. Эксперт также рассказал о специфике новых требований к проектированию систем противопожарной защиты с учетом безопасной эвакуации за необходимое время и о возможных отступлениях от нормативных документов, которые могут быть учтены при расчете пожарного риска. При этом представитель Главгосэкспертизы обратил внимание участников круглого стола на вопросы сертификации программных продуктов, а также юридической ответственности как разработчиков программного обеспечения, так и пользователей, осуществляющих расчеты рисков.

Кроме того, одной из насущных проблем, по мнению спикера, является качественная разработка специализированных образовательных программ и в целом необходимость повышения квалификации как экспертов, так и разработчиков проектной документации в части обеспечения пожарной безопасности.

https://ru-bezh.ru/meropriyatiya/news/23/10/08/na-forume-100techno-build-obsudili-osnovnye-napravleniya-tehnich

Такие данные были озвучены на заседании рабочей группы при Комитете Госдумы на Всероссийском форуме надзорных органов РФ в Санкт-Петербурге. Из 120 тысяч профилактических визитов половина инициирована министерством с учетом имеющихся сезонных рисков, сообщает пресс-служба МЧС России.

Для новой системы надзора в приоритете - профилактическая работа. В ее рамках организовано информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирования и профилактические визиты. Так, профилактические визиты проводятся на объектах, отнесенных к категориям повышенного риска, а также в учреждениях дошкольного и общего образования, детских лагерях, социальных организациях с проживанием и санаторно-курортных учреждениях. При этом администрации образовательных учреждений не могут оказаться от профилактических визитов – они обязательны для учреждений чрезвычайно высокого и высокого рисков.

По итогам таких профилактических визитов не применяются меры административного характера, а контролируемому лицу выдается предписание.

Проблемным вопросом остается консолидация информации о выданных предписаниях по устранению нарушений требований пожарной безопасности по результатам проведенных профилактических визитов. Ведомство считает необходимым создание функционала, позволяющего вносить сведения о выявленных нарушениях, а также их устранении в Единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий. Кроме того, требуется определить порядок организации контроля исполнения врученных предписаний по итогам профилактических визитов.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/10/02/120-tysyach-profilakticheskih-vizitov-proveli-sotrudniki-mchs-ro

 

На федеральном портале проектов нормативных правовых актов размещен текст проекта приказа МЧС России «Об утверждении методики определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах» (далее – проект).

Как сказано в пояснительной записке к проекту, предполагаемая к утверждению методика определения расчетных величин пожарного риска на производственных объектах (далее – Методика) подготовлена на основании анализа документов, регламентирующих вопросы проведения расчета пожарного риска и направлена на актуализацию и совершенствование действующей методики, утвержденной приказом МЧС России от 10.07.2009 № 404, в том числе содержит изменения, касающиеся оценки условной вероятности поражения человека в здании, учета предела огнестойкости несущих конструкций здания, из которого производится эвакуация людей, а также использования новых подходов к оценке воздействия опасных факторов пожара на человека в помещении. В методике предложены подходы, позволяющие учитывать особенности оценки пожарного риска для объектов производства, переработки, хранения радиоактивных веществ и материалов.

Общественное обсуждение проекта заканчивается 27 сентября.

Документы:

Проект

Пояснительная записка

Источник: https://propb.ru/news/opublikovan-tekst-proekta-metodiki-opredeleniya-raschetnykh-velichin-pozharnogo-riska-na-proizvodstv/

Поиск