Специалисты ВНИИПО МЧС России подготовили изменения к 4 национальным стандартам. Замечания и предложения разработчикам можно присылать до 5 августа 2023 года.

В частности, изменения будут внесены в ГОСТ Р 59638-2021 «Системы пожарной сигнализации. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

В списке также: ГОСТ Р 59641-2021 «Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Средства первичные пожаротушения. Руководство по размещению, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность», ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

Кроме того, будут внесены изменения в ГОСТ Р 59642–2021 Средства противопожарной защиты зданий и сооружений. Заполнение проемов в противопожарных преградах. Общие требования к монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы контроля.

Основной целью и задачей разработки ГОСТ Р 59642–2021 является выработка единых требований к элементам конструкций, обеспечивающих пожарную безопасность зданий и сооружений на территории Российской Федерации, монтаж, техническое обслуживание и ремонт которых подлежат лицензированию, а именно требований к конструктивным элементам заполнения проемов в противопожарных преградах.

В зависимости от функционального назначения заполнения проемов в противопожарных преградах делятся на:

– конструкции, предназначенные для закрывания прохода или проезда (двери, ворота, шторы, роллеты, экраны, и т.п.);

– конструкции, предназначенные для доступа к оборудованию и коммуникациям, а также горизонтальные лазы (люки);

– светопрозрачные конструкции, предназначенные для обеспечения естественного освещения, защиты от атмосферных и шумовых воздействий, возможности визуального наблюдения за другой стороной противопожарной преграды (окна).

Конструкции заполнений проемов в противопожарных преградах, предназначенные для закрывания прохода или проезда должны иметь устройства для самозакрывания.

Конструкции заполнений проемов в противопожарных преградах, предназначенные для доступа к оборудованию и коммуникациям, а также горизонтальные лазы могут не оборудоваться устройствами для самозакрывания.

Конструкции окон в противопожарных преградах должны быть неоткрывающимися.

Настоящий стандарт содержит общие требования к их монтажу, эксплуатационно–техническому обслуживанию и ремонту, проведению контроля (надзора) состояния.

Настоящий стандарт позволяет повысить качество монтажа, эффективность эксплуатационно–технического обслуживания и ремонта, улучшить организацию проведения мероприятий по контролю (надзору) состояния конструктивных элементов заполнения проемов в противопожарных преградах, а также не допустить распространения на территории Российской Федерации некачественных технических систем и средств.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/06/06/spetsialisty-vniipo-mchs-rossii-podgotovili-izmeneniya-k-4-natsi

31 мая 2023 года в КВЦ «Патриот» начал свою работу ХIV Международный салон средств обеспечения безопасности, организатором которого на протяжении многих лет является МЧС России. Старт деловой программы дала научно-практическая конференция «Актуальные проблемы пожарной безопасности», проводимая по инициативе ВНИИПО МЧС России.

Конференцию открыл заместитель Министра МЧС России – главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Анатолий Супруновский. Он подчеркнул, что мероприятие дает возможность обмена мнениями и конструктивного диалога, показывает умение откликаться на веяния времени, конструктивно взаимодействовать со всеми структурами, в ведении которых находятся вопросы пожарной безопасности, активно внедрять достижения науки.

Участники обсудили организационно-управленческие проблемы в области пожарной безопасности, техническое регулирование, моделирование чрезвычайных ситуаций на критических важных объектах. Особый интерес вызвало выступление, посвященное негативным факторам, которые осложняют работу отечественных производителей. Участники конференции приняли решение о необходимости создать рабочую группу с участием всех заинтересованных сторон.

Анатолий Супруновский по поручению главы ведомства вручил памятные медали представителям института.

Круглый стол «Газодымозащитная служба ФПС ГПС МЧС России. Проблемы и перспективы развития», организованный Главным управлением пожарной охраны, приурочен к 90-летию ГЗДС. Разговор затрагивал оснащение и экипировку «пожарного спецназа». Ведь, как сказал руководитель подразделения Валентин Нелюбов, возможности человека безграничны, но, если человек защищен, он может сделать больше.

В мероприятии приняли участие представители компаний-производителей дыхательных аппаратов. Стороны обсудили перспективы унификации дыхательных аппаратов и вопросы их сертификации.

Современные технологии тушения пожаров также обсудили на конференции в рамках салона «Комплексная безопасность». Особенности тушения пожаров в резервуарах с применением установок импульсного пожаротушения самовспенивающейся газоаэрозоленаполненной пеной - одна из актуальных и важных тем.

Топливно-энергетическая отрасль промышленности является для нашей страны одной из важнейших, и обеспечение ее безопасности и безаварийного функционирования - приоритетная задача. - отмечено в выступлении.

«Пожарный день» завершила конференция «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: техническое регулирование и особенности проектирования противопожарной защиты». В мероприятии участвовали эксперты МЧС России, Минстроя РФ, государственной экспертизы, различных предприятий и проектных институтов, а также ведущие специалисты отрасли. В рамках дискуссии обсуждались вопросы технического регулирования, особенности проектирования противопожарной защиты уникальных и технически сложных объектов, мест с массовым и ночным пребыванием людей, критически важной инфраструктуры (ТЭК, транспорт, ВПК, промышленность), практика прохождения государственной и негосударственной экспертизы.

Особое внимание было уделено вопросам государственной политики в области пожарной безопасности. С последними изменениями в ней и тенденциями развития нормативной базы ознакомил собравшихся заместитель директора Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Андрей Макеев. Он отметил, что в рамках «регуляторной гильотины» отменено более 180 актов (пересмотрены правовые нормы, неясные, избыточные, а также устаревшие требования) и принято 11 новых актов Правительства РФ и 12 приказов МЧС России.

https://ru-bezh.ru/meropriyatiya/news/23/06/01/v-ramkah-delovoy-programmy-mezhdunarodnogo-salona-kompleksnaya-b

Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий введение уголовной ответственности за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов и территорий. Документом предусмотрено внесение поправок в Уголовный кодекс РФ и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Авторы законодательной инициативы предлагают за нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), повлекшей по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или причинение крупного ущерба (от 1 млн рублей), привлекать к уголовной ответственности. Виновному лицу будет грозить до трех лет лишения свободы. Если при этом погиб человек — то до 5 лет лишения свободы, если погибли двое или более лиц — до 7 лет лишения свободы.

Сейчас уголовная ответственность за нарушение требований обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности установлена только для объектов топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Для прочих объектов и территорий действует статья 20.35 КоАП РФ (нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и объектов (территорий) религиозных организаций).

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/05/24/gosduma-rf-prinyala-v-pervom-chtenii-zakonoproekt-ob-uzhestochen

НСОПБ направляет стандарт организации СТО–НСОПБ–68054533–003–2023 «Требования к оформлению протокола испытаний систем и элементов противопожарной защиты».

Стандартом введена обязательная регистрация протоколов испытаний систем и элементов противопожарной защиты в Федеральном реестре протоколов проверки противопожарных систем (пожаробезопасности объектов) на сайте nsopb.ru начиная с 01.06.2023 г.

До наступления указанной даты протоколы испытаний систем и элементов противопожарной защиты возможно регистрировать в Реестре на добровольной основе.

Для добавления бланков в личные кабинеты участников Системы НСОПБ просим направить на эл.почту: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript. номера имеющихся в наличии бланков титульных листов протоколов испытаний систем и элементов противопожарной защиты. В дальнейшем при приобретении в НСОПБ новой партии бланков их номера будут добавляться в личные кабинеты автоматически.

В Республике Дагестан подведены итоги Всероссийского сбора по вопросам совершенствования деятельности органов государственного пожарного надзора МЧС России и судебно-экспертных учреждений МЧС России.

Заместитель главы МЧС России - главный государственный инспектор РФ по пожарному надзору Анатолий Супруновский отметил, что в ходе мероприятия проделана продуктивная работа, рассмотрены важные аспекты осуществления федерального государственного пожарного надзора, а также дана оценка деятельности территориальных органов надзора МЧС России и намечены основные задачи.

В рамках сборов проведено заседание координационного совета. Участники мероприятия обсудили наиболее актуальные вопросы в области обеспечения пожарной безопасности. Особое внимание уделено проблемным вопросам, возникающим при реализации нормативных правовых актов МЧС России.

Кроме того, в ходе мероприятия состоялись круглые столы и практические мероприятия, целью которых явился обмен опытом.

Источник: https://mchs.gov.ru/

Список индикаторов риска нарушений обязательных требований при проведении государственного пожарного надзора дополнен тремя новыми позициями. МЧС России проверит контролируемое лицо, если узнает об аварии на электросетях объекта или неработающих системах противопожарной защиты.

Правила проведения госпожнадзора закреплены в постановлении Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 и обновлены в декабре 2021 года в связи с вступлением в силу № 248-ФЗ. Также МЧС России приказом от 07.06.2021 № 364 утвердило перечень индикаторов риска нарушений.

Под индикаторами риска нарушения обязательных требований понимаются параметры, соответствие которым или отклонение от которых может свидетельствовать о высокой вероятности нарушения обязательных требований. По ним надзорные органы определяют, нужно ли провести внеплановую проверку.

Согласно приказу № 364, в сфере госпожнадзора таких индикаторов было два:

- привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта в области независимой оценки пожарного риска за выдачу заведомо ложного заключения о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности;

- три и более ложных срабатываний в течение 30 календарных дней систем противопожарной защиты на объекте, на котором могут одновременно находиться 50 и более человек (кроме жилых домов).

Приказом от 11.04.2023 № 327 ведомство дополнило этот перечень тремя новыми индикаторами риска:

- отсутствие в годовой бухгалтерской отчётности государственных, муниципальных учреждений информации о расходах на обеспечение пожарной безопасности за последние три года;

- информация о происшествии, связанном с аварийным режимом работы электросети, электрооборудования на объекте надзора, которое не привело к пожару;

- наличие сведений о ненадлежащей работе на объекте надзора имеющихся систем защиты при пожаре.

Источник: РосКвартал® — интернет-служба №1 для управляющих организаций https://roskvartal.ru/news/gzhi/15033-mchs-rf-rasshirilo-perechen-indikatorov-riska-v-sfere-gospozhnadzora

МЧС России опубликовало «Доклад с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований за 2022 год». В документе приведена статистика нарушений пожарной безопасности по итогам проведенных проверок.

В России на данный момент зарегистрировано 1,9 млн объектов защиты (9 054 - объекта категории чрезвычайно высокого риска, 116 241 - объектов категории высокого риска, 451 875 - объекта категории значительного риска, 267 417 - объектов категории среднего риска, 725 635 - объектов категории умеренного риска и 367 309 - объектов категории низкого риска).

В 2022 году проведено 31 859 плановых и 44 868 внеплановых проверки, 191 511 профилактических визитов и 30 022 контрольно-надзорных мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом.

Всего за отчетный период по результатам плановых и внеплановых проверок выявлено 327 697 нарушений требований пожарной безопасности. По фактам совершения правонарушений в 2022 году возбуждено 102915 дел об административных правонарушениях. В отношении физических лиц возбуждено 79805, в отношении юридических лиц - 23110. Государственными инспекторами по пожарному надзору назначено 35636 административных наказаний в виде штрафа на общую сумму 678 млн. рублей.

Большинство нарушений связаны с обеспечением безопасности людей (160 758), с возможной причиной возникновения пожара (44 440), ограничением распространения пожара (52 822), созданием условий для успешного тушения пожара (31 618).

Всего за отчетный период устранено 227 525 нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении надзорных мероприятий.

Среди типовых нарушений, связанных с возможной причиной возникновения пожаров, отмечаются:

- использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования;

- нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ;

- неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении;

- нарушение правил эксплуатации систем отопления.

Основными нарушениями, связанными с обеспечением безопасности людей, являются:

- ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов;

- неисправное состояние, а также ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей;

- ограничение в период хозяйственной деятельности работоспособности систем противопожарной защиты.

Среди типовых нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются:

- отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений;

- выделение пожароопасных помещений преградами с ненадлежащим пределом огнестойкости;

- неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.

Типовыми нарушениями правообладателей объектов защиты, связанных с необеспечением надлежащих условий тушения возможного пожара являются:

- недостаточное количество первичных средств пожаротушения (огнетушителей, пожарных рукавов и стволов в пожарных кранах);

- создание условий, препятствующих проезду и подъезду пожарной техники к объекту защиты;

- ненадлежащее содержание и обслуживание пожарных лестниц и ограждений кровли.

Основными причинами типовых нарушений обязательных требований послужили:

- незнание обязательных требований, низкая личная ответственность;

- оптимизация расходов (экономия денежных средств с целью их расходования на иные цели) с целью извлечения максимальной прибыли;

- отсутствие достаточного финансирования бюджетных организаций.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/05/16/v-mchs-rossii-nazvali-tipovye-narusheniya-trebovaniy-pozharnoy-b

МЧС России разъяснило:

- организация, выполнявшая расчеты пожарного риска на объекте защиты, не может проводить независимую оценку пожарного риска на соответствующем объекте;

- для проверки значений расчетных величин пожарного риска, указанных в расчете, эксперт может выполнить расчет пожарного риска на соответствующем объекте;

- исправность и работоспособность имеющихся систем противопожарной защиты при проведении независимой оценки пожарного риска проверяется экспертом в ходе обследования объекта;

вывод о результатах независимой оценки пожарного риска указывается экспертом, проводящим такую оценку (Письмо МЧС России от 24 апреля 2023 г. № ИГ-19-840).

https://www.garant.ru/news/1623576

МЧС России утвердило руководство по соблюдению обязательных требований при использовании средств пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы. Речь идет о ситуации, когда изготовитель или поставщик не уточнил, можно ли продолжить их применять. Руководство утверждено Приказом МЧС России от 28.04.2023 N 408.

К таким средствам относят те, что работают в составе систем:

- пожарной сигнализации и противодымной вентиляции;

- оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;

- внутреннего противопожарного водопровода;

- автоматических установок пожаротушения.

Правило о том, что просроченные устройства можно использовать после испытаний, касается и оборудования с минимальным или средним периодом службы. Испытания проводят ежегодно со дня истечения срока.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/05/11/mchs-razyasnilo-pravila-ekspluatatsii-protivopozharnyh-sistem-s

С 4 мая 2023 года вступили в действие поправки в Федеральный закон «О гражданской обороне». Закон был принят в ноябре прошлого года. Документом были введены понятия «оповещение населения» и «системы оповещения населения».

Кроме того, Правительство РФ наделяется полномочиями по определению порядка создания, реконструкции и поддержания в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения. Также уточнены полномочия федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов федерации и организаций в данной области.

Ранее сообщалось, что Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ВНИИ ГОЧС) разработал актуализированную версию национального стандарта (ГОСТ), позволяющего повысить эффективность работы систем оповещения населения при угрозе чрезвычайных ситуаций. Актуализация ГОСТ стала крайне необходимой после выявления проблем, предусмотреть которые на этапе разработки и утверждения нормативной и методической документации было практически невозможно.

В настоящий момент ведутся работы по созданию комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе или возникновении ЧС. Система должна обеспечить в случае угрозы или возникновения ЧС сокращение времени доведения необходимой информации до населения и обеспечить его максимальный охват.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/05/10/v-rossii-vstupili-v-silu-novye-trebovaniya-k-sistemam-opoveshche

Поиск