Приказ о назначении ответственного за пожарную безопасность — это документ, в котором руководитель определяет компетентных работников и возлагает на них определенные функции для защиты предприятия от происшествия.

Кто отвечает за соблюдение противопожарных требований

Ответственность за противопожарную безопасность на предприятии несет руководитель. Он обязан изучить пожарно-технический минимум в специальном лицензированном учреждении с отрывом от производства. Для ответственности за противопожарную работу в конкретном подразделении выбирают другого сотрудника. Чтобы получить специальные знания, он проходит обучение на предприятии без отрыва от производства. Отдельное распоряжение наделяет работника полномочиями по контролю за соблюдением противопожарного режима. Обязать сотрудника отвечать за эту сферу нельзя — без его на это согласия и без должного уровня специальной подготовки.

Не существует конкретного списка должностей, на представителей которых рекомендуется или не рекомендуется возложить ответственность, но если все-таки назначается, то в зависимости от должности лица должны пройти ПТМ с отрывом от производства или без такового. С отрывом от производства обучаются:

-  руководители и главные специалисты;

- работники, выполняющие газоэлектросварочные и другие огневые работы;

- работники, ответственные за пожарную безопасность организаций и проведение противопожарного инструктажа и др. (подробнее см. пункт 36 норм, утвержденных приказом МЧС от 12.12.2007 № 645).

Без отрыва от производства обучаются руководители подразделений, охранники и др. специалисты согласно пункту 39 указанных выше норм.

В небольших фирмах за соблюдение противопожарных требований отвечают руководители лично, возложив полномочия на себя. Индивидуальным предпринимателям, которые сами отвечают за все аспекты своего бизнеса, необязательно издавать приказ ИП о назначении ответственного за пожарную безопасность — они несут личную ответственность по умолчанию. В крупных компаниях вводят специальные должности или назначают на эту роль специалистов по охране труда, инженеров или начальников подразделений. Если организация разветвлённая, то обязательно назначается контролирующий работник по всему предприятию и лица, отвечающие за соблюдение противопожарных требований в каждом подразделении.

Важно учесть, что обязанности по проверке соблюдения правил противопожарной защиты отнимают много времени. Степень загруженности работника другими обязанностями должна позволять ему осуществлять контроль в этой области.

Как составить распоряжение

Унифицированная форма приказа о назначении ответственных лиц за ПБ не предусмотрена, но распоряжение отвечает требованиям, предъявляемым к первичным учётным документам. Его составляют на фирменном бланке компании или на обычном листе А4.

Распоряжение содержит:

- наименование и основные реквизиты организации (либо ФИО и адрес ИП);

- порядковый номер документа, город и дату издания;

- название;

- преамбулу со ссылкой на нормативно-правовые акты, на основании которых издано распоряжение (для чего и на каком основании);

- распорядительную часть после слова «приказываю» (должности, ФИО назначенных лиц, обязанности, если они не закреплены в отдельном акте и т.д.);

- подписи руководителя и всех лиц, указанных в документе и ознакомленных с ним.

Рекомендуем включить в распоряжение информацию о том, кто замещает назначенного работника при его отсутствии (отпуск, болезнь и т.д.).

Нормативная база — на каком основании издаётся распоряжение

Руководители разрабатывают и обеспечивают противопожарные меры в соответствии с Законом от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ "О пожарной безопасности". Этот нормативный акт лежит в основе организации нужных мероприятий. Существует и Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", который описывает принципы её обеспечения, основные понятия и требования к конкретным производственным объектам.

Главным же основанием для издания приказа о назначении является пункт 4 «Правил противопожарного режима в Российской Федерации», которые утвердило постановление Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. В этой норме сказано, что руководство назначает ответственное лицо, которое обеспечивает соблюдение противопожарных требований на конкретном объекте.

Образец

Вот для примера образец приказа о пожарной безопасности на предприятии в 2023 году, которым руководитель назначает себя ответственным по организации:

https://ppt.ru/forms/ohrana-truda/prikaz-po-poj-bezopasnosti

МЧС России планирует пересмотреть подходы к пожарному контролю торгово-развлекательных центров. Ведомство намерено внедрить принцип так называемого объектно-ориентированного надзора. Контрольно-надзорное мероприятие в отношении одного поднадзорного объекта проводится один раз, вне зависимости от количества субъектов, которым принадлежит право собственности. Об этом в рамках круглого стола на тему «Обсуждение предложений по оптимизации индикаторов риска в контрольно-надзорной деятельности с МЧС России», организованного аппаратом Уполномоченного при Президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, сообщил директор Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Воронов, сообщает Информ-24.

Назначение проверки в отношении конкретного здания, а не в отношении конгломерата лиц, им владеющих, позволит снизить количество как плановых, так и внеплановых проверок. Что мы имеем сейчас, к примеру, в торгово-развлекательных центрах? Перед нами разные правообладатели (контролируемые лица) с разной площадью владения, в рамках функциональной зоны – владение долевое, системы противопожарной защиты – общие. Так вот, выездную проверку впредь предлагается назначать в отношении любого из правообладателей здания. Но проверяться будет весь объект. - цитирует Сергея Воронова Информ-24.

Что касается подготовки документов в отношении всех контролируемых лиц (а не только того, которое стало объектом выездной проверки), то полный пакет должен быть подготовлен в отношении всего объекта. Если пожарный надзор осуществляется в форме рейдового осмотра, то полный пакет документов должен составляться по истечении осмотра в отношении каждого лица, находящегося на объекте. При этом в срок рейдового осмотра не включается время проведения инструментального обследования и испытания систем противопожарной защиты.

О том, как в настоящий момент реализуются основные принципы пожарного надзора, в интервью журналу RUБЕЖ рассказал Сергей Воронов, руководитель Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/12/05/mchs-planiruet-vnedrit-printsip-obektno-orientirovannogo-nadzora

Необходимо урегулировать правовой статус пожарно-спасательных подразделений Федеральной противопожарной службы (ФПС), созданных для тушения пожаров и проведения специальных работ. Соответствующий законопроект опубликован 30 ноября в электронной базе Государственной Думы.

Соавторами инициативы стали председатель Комитета Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев и его заместитель Эрнест Валеев.


В настоящее время в составе МЧС функционирует группировка специализированных пожарно-спасательных частей Федеральной противопожарной службы, в том числе 60 специализированных частей и 21 часть по тушению крупных пожаров.

Как отмечается в пояснительной записке, анализ применения указанных подразделений показывает, что личный состав выполняет специальные задачи, отличающиеся от основных задач пожарной охраны, в том числе проводит радиационную и химическую разведку, аварийно-восстановительные работы и десантирование людей и техники в зоны ЧС.

В этой связи в законопроекте указано, что специализированные пожарно-спасательные подразделения ФПС являются отдельными структурными подразделениями в составе службы и предназначены для тушения пожаров, специальных работ с использованием технических средств, проведения аварийно-спасательных работ, ликвидации последствий аварий и иных ЧС. Полный перечень работ, находящихся в ведении подразделений, будет утвержден федеральным органом исполнительной власти.

Министерство чрезвычайных ситуаций РФ намерено внедрять в государственном пожарном контроле принцип так называемого объектно-ориентированного надзора. Он подразумевает, что контрольное мероприятие в отношении одного поднадзорного объекта проводится один раз, вне зависимости от количества лиц, которые им владеют. Об этом в ходе круглого стола на тему «Обсуждение предложений по оптимизации индикаторов риска в контрольно-надзорной деятельности с МЧС России» сообщил директор департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС России Сергей Воронов. Подробности REX рассказали в аппарате уполномоченного при президенте России по защите прав предпринимателей Бориса Титова, который стал организатором прошедшей встречи.

«Назначение проверки в отношении конкретного здания, а не в отношении конгломерата лиц, им владеющих, позволит снизить количество как плановых, так и внеплановых проверок, — отметил Воронов. – Что мы имеем сейчас, к примеру, в торгово-развлекательных центрах? Перед нами разные правообладатели (контролируемые лица) с разной площадью владения, в рамках функциональной зоны – владение долевое, системы противопожарной защиты – общие».

Впредь, по его словам, выездную проверку предлагается назначать в отношении любого из правообладателей здания. Но проверяться будет весь объект, пояснил глава департамента МЧС.

«Что касается подготовки документов в отношении всех контролируемых лиц (а не только того, которое стало объектом выездной проверки), то полный пакет должен быть подготовлен в отношении всего объекта. Если пожарный надзор осуществляется в форме рейдового осмотра (по закону он не должен превышать 10 дней, а взаимодействие с одним проверяемым лицом - не более одного дня), то полный пакет документов должен составляться по истечении осмотра в отношении каждого лица, находящегося на объекте. При этом в срок рейдового осмотра не включается время проведения инструментального обследования и испытания систем противопожарной защиты», — резюмировал Воронов.

Специалисты МЧС РФ планируют разработать рекомендации для органов строительного надзора и застройщиков с целью уменьшения технических ошибок, приводящих к возгораниям в недавно построенных зданиях.

Информацию предоставил глава МЧС России, Александр Куренков, в рамках встречи с вице-премьером - министром промышленности и торговли РФ Денисом Мантуровым и руководителем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Иреком Файзуллиным.

«Чрезвычайно важно усилить профилактическую работу на объектах капитального строительства с привлечением в качестве помощников и консультантов узкопрофильных специалистов по пожарной безопасности.

Специалисты будут готовить рекомендации, содержащие мероприятия по обеспечению пожарной безопасности для органов государственного строительного надзора и собственника или застройщика объекта капитального строительства. При этом административная нагрузка на строительную отрасль не изменится», — заявил министр.

Ведомство поддержало соответствующие законодательные инициативы депутатов Государственной Думы, подготовленные в рамках проекта федерального закона №518816-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования деятельности федерального государственного пожарного надзора». Документ поможет урегулировать вопрос привлечения представителей органов государственного пожарного надзора в качестве специалистов (экспертов) по вопросам пожарной безопасности при осуществлении государственного строительного надзора.

По словам Дениса Мантурова на системной основе проводится работа по импортозамещению противопожарного оборудования для ликвидации пожаров, в том числе на промышленных объектах. Так, в рамках механизма субсидирования проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ уже был поддержан ряд проектов, в том числе по технологиям и оборудованию для пожаротушения морских нефтегазовых сооружений. До конца этого года планируется поддержать проект, направленный на производство интеллектуальных систем противопожарной защиты с применением безлюдных технологий на базе роботизированных установок пожаротушения.

Глава Минстроя Ирек Файзуллин подчеркнул, что при решении вопросов обеспечения безопасности объектов капитального строительства, в том числе и пожарной, необходимо учитывать отраслевые особенности, сложившиеся порядки и механизмы работы.

«Безопасность, в том числе и пожарная, должна быть безусловно обеспечена. Это главная цель нормативного и технического регулирования и в целом функционирования государства во многих сферах жизни граждан. Но здесь важно не навредить. Любые решения в этой части должны быть тщательно проработаны с учётом мнений профильных экспертов и общества. Отдельно отмечу, что действующие государственные механизмы – экспертиза проектной документации и государственный строительный надзор – в полной мере обеспечивают безопасность зданий и сооружений на всех этапах строительства», – отметил Ирек Файзуллин.

https://www.nsopb.ru/events/mchs-rf-namereno-usilit-mery-kontrolja-napravlennye-na-obespechenie-pozharnoj-bezopasnosti-v-stroitelnoj-sfere-strany_2946

 

Об этом заявила Уполномоченный по правам человека Татьяна Москалькова в своем докладе во время заседания комитетов Госдумы, сообщает Парламентская газета.

В прошлом году пожары зарегистрированы в учреждениях в 14 регионах, в этом году пожары произошли в ПНИ в Курганской области и в других. Эвакуировано было более 200 людей, страдающих заболеваниями. - цитирует уполномоченную по правам человека «Парламентская газета».

В последние годы в России участились пожары в так называемых нелегальных домах престарелых и приютах, работа которых организована в частных домах, коттеджах. При этом инспекторы Государственного пожарного надзора по закону не имеют право проверять жилье на соответствие требованиям пожарной безопасности, а соответственно, не имеют возможности своевременно выявлять такие объекты.

Напомним, что была создана рабочая группа по выработке мер по обеспечению пожарной безопасности приютов, хостелов, домов престарелых, расположенных в частных домовладениях. Среди предложенных мер - лицензирование деятельности таких организаций. Над соответствующим законопроектом работает Минтруд.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/11/29/mintrud-prizvali-uskorit-rabotu-po-obespecheniyu-pozharnoy-bezop

Минстрой опубликовал Приказ от 20 ноября 2023 г. № 828/пр «Об установлении Нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения».

Согласно документу, нормативные затраты на работы по подготовке проектной документации для создания инженерно-технической системы антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения (НЗ) применяются при определении сметной стоимости работ по подготовке проектной (ПД) и (или) рабочей документации:

- для инженерно-технических систем антитеррористической защищенности на территории РФ при строительстве, реконструкции, работах по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, финансируемых с привлечением бюджетных средств;

- для капитального ремонта многоквартирного дома (МКД), финансируемого за счет специализированных некоммерческих организаций, которые осуществляют деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.

Кроме того, Приказ содержит параметры цены проектных работ, положения по применению параметров цены проектных работ, корректирующие коэффициенты и иные сведения, используемые при определении стоимости проектных работ для создания следующих видов инженерно-технических систем антитеррористической защищенности объектов жилищно-гражданского назначения:

- система охранной и тревожной сигнализации (СОТС);

- система контроля и управления доступом (СКУД);

- система охранная телевизионная (СОТ);

- системы экстренной связи (СЭС);

- системы выявления диверсионно-террористических средств (СВДТС);

- средства инженерно-технической укрепленности (СИТУ);

- системы сбора и обработки информации, полученной от средств инженерно-технических систем антитеррористической защищенности (ССОИ).

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/23/11/29/minstroy-utverdil-normativnye-zatraty-po-podgotovke-proektnoy-do

На заседании стратегической сессии в правительстве с участием премьер-министра Михаила Мишустина глава Минцифры Максут Шадаев предложил создать платформу мониторинга пожарной безопасности за 7 млрд рублей, а также разместить камеры видеонаблюдения на установленных в лесах мачтах сотовых вышек за 4 млрд рублей, сообщают «Ведомости».

В презентации говорится о «создании федеральной платформы мониторинга пожарной безопасности зданий и сооружений в целях выявления нарушений обязательных требований с возможностью их автоматической фиксации». Второе предложение — «размещение камер видеонаблюдения в наземной зоне мониторинга лесных пожаров и их подключение к единой платформе видеонаблюдения».

Предполагается, что подключение к платформе будет обязательным. К 2030 г. планируется подключить к единой платформе мониторинга противопожарной безопасности 220 тысяч объектов, включая объекты чрезвычайно высокого риска.

Данные меры позволят вдвое сократить площади лесных пожаров и добиться того, что в 80% случаев тушение лесных пожаров будет начинаться в первые сутки с момента их обнаружения.

Создание платформы по фиксации нарушений пожарной безопасности может иметь ряд рисков, отмечает резидент экспертного клуба ЦСР, основатель проекта «Качество решений» Михаил Федоров: «Мне не известны платформы, которые фиксируют нарушения пожарной безопасности. Даже теоретически это вряд ли возможно. Фиксировать можно факт чего-либо, при этом факт нужно «увидеть». Для этого должны использоваться датчики или видеокамеры. Чисто теоретически можно фиксировать, например, курение через анализ данных с видеокамер посредством ИИ, но как «увидеть» захламленность пожарных выходов, не придя туда ногами, непонятно.»

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/23/11/28/mintsifry-predlozhilo-sozdat-platformu-monitoringa-protivopozhar

Внесены изменения в положения о лицензировании деятельности в области пожарной безопасности и порядок аттестации проектировщиков средств обеспечения пожарной безопасности.

Официально опубликовано постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1922 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Документом вносятся изменения в следующие нормативные правовые акты:

- постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»;

- постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию»;

- постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры». Постановление вступает в законную силу с 1 сентября 2024 года.

https://www.nsopb.ru/events/izmenenija-v-polozhenija-o-licenzirovanii-dejatelnosti-v-oblasti-pozharnoj-bezopasnosti-i-porjadok-attestacii-proektirovshhikov-sredstv-obespechenija-pozharnoj-bezopasnosti_2940

МЧС России скорректировало чек-листы, которые применяются пожарным инспектором при проведении проверок. Внесение корректив необходимо из-за прошлогодних поправок в Правила противопожарного режима (вступили в силу в марте этого года) (Приказ МЧС России от 2 ноября 2023 г. № 1137 (зарег. в Минюсте 15.11.2023)).

Чек-листы обязательно используются при плановых выездных проверках и плановых рейдовых осмотрах, но инспектор вправе применить их и на любом другом КНМ (кроме организованного по проверке исполнения предписания).

При этом полностью изменен чек-лист, который используется при осуществлении госпожнадзора на объектах всех классов функциональной пожарной опасности, и отдельные правки внесены чек-листы для:

- объектов культурно-просветительных и зрелищных учреждений,

- объектов организаций торговли (в частности, исключена строка "Исключено ли уменьшение ширины путей эвакуации, установленной требованиями пожарной безопасности, путем размещения на путях эвакуации торговых, игровых аппаратов?"),

- объектов хранения угля и торфа,

- объектов проведения строительно-монтажных и реставрационных работ,

- АЗС,

- объектов применения и реализации пиротехнических изделий бытового назначения,

- объектов применения специальных сценических эффектов, пиротехнических изделий и огневых эффектов при проведении концертных и спортивных мероприятий с массовым пребыванием людей в зданиях и сооружениях,

- объектов проведения пожароопасных работ.

https://www.garant.ru/news/1658915/

Поиск