Недавно в Госдуму был внесен проект поправок к Закону о пожарной безопасности, которые призваны конкретизировать степень общественной опасности, возникающей в связи с нарушением норм пожарной безопасности, в зависимости от вида конкретных нарушенных правил (Проект федерального закона № 704041-8).

Авторами предложена следующая схема градации опасности:

угроза причинения вреда охраняемым законом ценностям в области ПБ нарушение одного и (или) нескольких требований пожарной безопасности
непосредственная угроза причинения вреда охраняемым законом ценностям в области ПБ нарушение требований пожбезопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных с составом и функциональными характеристиками:
- системы предотвращения пожара,
- системы противопожарной защиты, за исключением декларации пожарной безопасности, обеспечением деятельности пожарных подразделений, направленной на тушение пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ,
- а равно нарушение правил противопожарного режима, которые обязывают совершать определенные действия
угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в области ПБ нарушение требований пожбезопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных с:
- системами пожарной автоматики,
- с эвакуационными путями и выходами, а также наличием на путях эвакуации знаков пожарной безопасности,
- с объемно-планировочными решениями в части ограничения распространения пожара,
- а равно нарушение правил противопожарного режима, которые обязывают совершать определенные действия
непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в области ПБ нарушение требований пожарной безопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных:
- с наличием и (или) работоспособностью систем пожарной автоматики,
- с наличием, количеством, размером эвакуационных путей и выходов, их отделкой и освещенностью,
- с беспрепятственным движением (перемещением) людей по эвакуационным путям и выходам,
- а равно нарушение правил противопожарного режима, которые прямо запрещают определенные действия

Необходимость введения четкой градации общественной опасности в зависимости от конкретного нарушения норм ПБ авторы объясняют тем, что правоприменителям без пожарного образования – например, сотрудникам прокуратуры, суду, – сложно оценить обоснованность заявок МЧС на проведение внеплановых проверочных мероприятий, а также назначать соразмерные нарушениям взыскания.

Отметим, что указанный вариант градации степени общественной опасности – это второй, скорректированный, вариант (всего несколькими днями ранее теми же авторами был внесен аналогичный законопроект № 700715-8 с немного иной системой градации).

https://www.garant.ru/news/1751981/

Лицензия — это специальное разрешение, позволяющее ИП или компании заниматься монтажом, техническим обслуживанием и ремонтом техники для защиты зданий и сооружений от пожаров.

Отсутствие лицензии является нарушением как законодательства в области пожарной безопасности, так и в области лицензирования деятельности в Российской Федерации.

Нарушение этого требования, включая случаи, когда работы выполняются только для внутреннего использования без получения дохода, также квалифицируется как нарушение законодательства.

Данное требование распространяется на такие виды работ как: монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожаротушения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, ТО и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, ТО и ремонт систем противопожарного водоснабжения и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, ТО и ремонт автоматических систем (элементов автоматических систем) противодымной вентиляции, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ; - монтаж, ТО и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов, выполнение работ по огнезащите материалов, изделий и конструкций; и др. виды работ.

Какая ответственность наступит если обслуживать системы противопожарной защиты без лицензии МЧС?

Осуществление деятельности без лицензии внутри своей организации, то есть не имея коммерческой цели согласно ст. 19.20 КоАП РФ повлечет за собой ответственность:

 КоАП РФ Статья 19.20. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии)

1. Осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), -влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Подводя итоги, не имеет значения что вы выполняете работы только внутри своей организации и не получаете никакого дохода - лицензия необходима в любом случае.

Если вы не хотите получать собственную пожарную лицензию, возможно заключение договора с организацией или индивидуальным предпринимателем, которые уже обладают необходимой лицензией. Это позволит вам законно проводить нужные работы, такие как установка и обслуживание систем пожарной безопасности, через квалифицированного подрядчика.

Предлагаем ознакомиться с перечнем документов в области обеспечения пожарной безопасности, вступающих в силу с 1 сентября 2024 года:

1. Федеральный закон от 25.12.2023 № 653-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (скачать); Отметим, что данным законом внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» предусматривающие, что пожарная безопасность зданий и сооружений обеспечивается в соответствии с требованиями Федерального закона от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Также законом предусмотрены изменения в Градостроительный кодекс РФ и Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2023 г. № 1922 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (скачать); Данным постановлением вносятся изменения в следующие нормативные правовые акты: постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1128 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений»; постановление Правительства РФ от 30 ноября 2021 г. № 2106 «О порядке аттестации физических лиц на право проектирования средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, которые введены в эксплуатацию»; постановление Правительства РФ от 28 июля 2020 г. № 1131 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры». ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2024 № 589 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (скачать); Отменим, что на его основании, с 1 сентября прекращает действие постановление Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985». Помимо этого, указанным нормативным правовым актом вносятся изменения в Положение о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденное постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.05.2024 № 708 «Об утверждении требований к содержанию результатов применения предусмотренных частью 6 статьи 15 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» способов обоснования соответствия архитектурных, функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений и мероприятий по обеспечению безопасности зданий, сооружений, процессов, осуществляемых на всех этапах их жизненного цикла, требованиям, установленным указанным Федеральным законом, порядку их подготовки и утверждения» (скачать);

5. Приказ МЧС России от 02.10.2023 № 977 «Об аттестации экспертов, привлекаемых МЧС России и его территориальными органами к осуществлению экспертизы в целях государственного контроля (надзора)» (скачать);

6. ГОСТ Р 71554-2024 «Системы передачи извещений о пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность»;

7. ИЗМЕНЕНИЕ № 1 к ГОСТ Р 59639-2021 «Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Руководство по проектированию, монтажу, техническому обслуживанию и ремонту. Методы испытаний на работоспособность».

Перед началом учебного года сотрудники МЧС России провели более 107 тыс профилактических визитов. Представители  надзорного ведомства особое внимание уделили системам противопожарной защиты, состоянию путей эвакуации и эвакуационных выходов, наличию и исправности первичных средств пожаротушения.

По информации пресс-службы министерства, неустраненные нарушения требований пожарной безопасности в 14 тыс школах. Кроме того, по результатам контрольно-надзорных мероприятий восстановили работоспособность неисправной пожарной автоматики на 4 тысячах объектах образования.

В течение сентября работники Госпожарнадзора проведут дополнительные инструктажи с руководителями образовательных организаций и педагогами.

Под председательством заместителя Министра МЧС России Анатолия Супруновского в режиме видеоконференцсвязи прошло заседание совета руководителей территориальных органов МЧС России Южного федерального округа. Как подчеркнул А.Супруновский, обращаясь к руководителям терорганов МЧС, " от результативности работы совета напрямую зависит решение актуальных вопросов и выработка оптимальных совместных решений".

В ходе совещания были рассмотрены вопросы развития единой дежурно-диспетчерской службы и повышения эффективности использования системы вызова экстренных служб по единому номеру «112».

Руководители главков отчитались о готовности в противопожарном отношении образовательных учреждений к началу учебного года 2024/2025.

Также участники совещания обсудили проблемные вопросы при реагировании на возможные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера на федеральных автомобильных дорогах в осенне-зимний период.

По каждому обсуждаемому вопросу вынесены соответствующие решения. В завершении заседания были обсуждены дополнительные предложения в повестку заседания Совета в 2025 году.

21 августа под председательством главы МЧС России Александра Куренкова состоялось заседание Правкомиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Вопрос о ходе подготовки образовательных учреждений к новому учебному году стал одним из важных. В обсуждении приняли участие представители Минпросвещения России. Так, с 29 августа по 30 сентября будут организованы дополнительные инструктивные занятия с преподавательским составом школ и вузов по вопросам комплексной безопасности, с учащимися – уроки безопасности, а также практические тренировки по эвакуации людей в случае возникновения различных происшествий. Участники совещания также акцентировали внимание на безопасное проведение торжественных мероприятий к Дню знаний.

Александром Куренковым отмечено, что работа надзорными органами МЧС России организована заблаговременно. «В образовательных организациях и студенческих общежитиях проведено уже более 5 тыс. контрольных (надзорных) мероприятий и 84 тыс. профилактических визитов. Специалисты ведомства обращают внимание на исправность систем автоматической противопожарной сигнализации и оповещения о пожаре, состояние эвакуационных путей и выходов. Организованы 57 тыс. практических тренировок по эвакуации людей в случае возникновении пожара», - подчеркнул Министр.

Участники Правкомиссии также заслушали доклад Федерального агентства водных ресурсов о безаварийном пропуске летне-осенних паводков в этом году. В нем отмечено, что проводится расчистка подмостовых пространств в субъектах ЮФО, СКФО и ДФО. На 20 августа крупнейшие водохранилища работают штатно.

В ходе пресс-конференции, состоявшейся в пресс-центре ТАСС, директор Департамента информационной политики МЧС России Роман Охотенко и президент Ассоциации предприятий индустрии детских товаров, член Совета при Президенте РФ по реализации государственной политики в сфере защиты семьи и детей Антонина Цицулина объявили об учреждении специальной номинации «Культура безопасности для детей» в рамках Национальной премии в сфере товаров и услуг для детей «Золотой медвежонок».

«Безопасность – это базовая потребность, достижение которой требует формирования культуры безопасного поведения с раннего возраста и участия в этом процессе всех: семьи, педагогов, организаций. По мнению экспертов именно в процессе игры дети быстрее усваивают правила безопасного поведения, и мы уверены, что сотрудничество с профессионалами индустрии детских товаров будет способствовать эффективному освоению нужных знаний и умений», - отметил Роман Охотенко.

Создание номинации призвано популяризировать разработку игр и игрушек, учебного оборудования и игровых средств обучения, издательской продукции, анимации, а также способствовать поиску и поддержке образовательных решений, формирующих безопасное поведение детей.

«Безопасность детей — наша главная задача. Однако необходимо не только окружить ребенка качественными и игрушками, но и научить правилам безопасного поведения и алгоритмам действий в чрезвычайных ситуациях.

Создание специальной номинации премии «Золотой медвежонок» по теме безопасности может стать стимулом для производителей детских товаров развивать новые технологии и продукты. Это также поможет привлечь внимание общественности к этой проблеме и позволит увеличить количество тематического оборудования и игрушек на российском рынке», - сообщила Антонина Цицулина.

Уже сейчас подать заявку на новую номинацию может любой производитель детских товаров и услуг. Это может быть игрушка, игра, учебное оборудование, либо средство обучения. Подробная инструкция представлена на официальном сайте «Золотого медвежонка» https://www.kidsaward.ru/participants/.

В марте следующего года на первом этапе конкурса пройдут публичные защиты участников перед экспертным советом премии. Далее традиционно состоится церемония награждения победителей в Совете Федерации.

С 1 марта 2025 года сотрудники в области пожарной безопасности должны соответствовать требованиям, перечисленным в квалификационных справочниках и профессиональных стандартах.  Об этом говорится в Письме МЧС России от 9 августа 2024 г. NИГ-19-16-998.

Ведомство разъяснило, что работодатель сам определяет необходимость в подготовке и проведении независимой оценки квалификации своих работников на условиях и в порядке, определенных коллективным договором, соглашением или трудовым договором.

Также в ведомственном Письме указано, что действующим законодательством:

  • не определена обязательность независимой оценки квалификации,
  • не предусмотрен порядок выявления и пресечения нарушений,
  • не назван орган, уполномоченный на разработку нормативных правовых актов для установления новых правил.

Напомним, что Федеральным законом от 24 сентября 2022 г. № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  были внесены поправки в ст. 24 и ст. 37 в N 69-ФЗ «О пожарной безопасности». В нормативный акт добавили положения о требованиях к работникам и лицам, привлекаемым к выполнению деятельности в области пожарной безопасности, квалификационным требованиям и профстандартам.

В Письме от 10.07.2024 N 43-4241-19 министерство дало разъяснения о существующих пожарных требованиях к нахождению мест зарядки для электромобилей и гибридных машин на закрытых стоянках. Данный вопрос регулируется СП 113.13330.2023.

В соответствии с этим документом, места для машин, оснащенные зарядными устройствами, необходимо выделять в отдельные пожарные секции, используя, к примеру, противопожарные перегородки.

Это требование действует для паркингов, площадь которых превышает 1200 квадратных метров. Однако если на такой стоянке предусмотрено не более 10 машино-мест с зарядными устройствами, то оно может не применяться.

Действие свода правил не предусматривают ограничений на количество паковочных мест с зарядкой в пределах одной пожарной секции. Более того, допускается размещение таких мест на всей ее территории.

На закрытых парковках площадью до 1200 квадратных метров нет жестких условий по числу стояночных мест с зарядками.

https://ru-bezh.ru/zakonodatelstvo-i-normativyi/news/24/08/09/mchs-rossii-rekomenduet-vydelyat-pozharnye-sektsii-dlya-elektrom

Сотрудниками ведомства осуществлено почти 30 визуальных наблюдений за нанесением огнезащитных покрытий на металлоконструкции безвоздушным способом с помощью окрасочных аппаратов. Полученные данные станут базой для проектов новых сметных норм, которые в дальнейшем включат в федеральную базу сметных нормативов, сообщает сайт Главгосэкспертизы.

Как известно, использование специальных составов, предупреждающих распространение огня, повышает огнестойкость материалов. Его предел измеряется в минутах (часах) и в соответствии с требованиями №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Он варьируется для отдельных элементов конструкций от 15 до 120 минут от момента начала пожара до уничтожения пламенем конструкций.

По словам Дмитрия Кошелева, главного специалиста отдела разработки сметных норм Управления сметного нормирования Главгосэкспертизы, действующие сметные нормы по технологии нанесения огнезащитных составов специальным оборудованием охватывают предел огнестойкости в диапазоне лишь от получаса до одного часа. При этом в базу сметных нормативов включено применение окрасочных аппаратов, которые обеспечивают необходимое качество и производительность нанесения не всех современных огнезащитных составов.

Поэтому экспертам важно проводить непосредственное наблюдение за огнезащитными работами. А для объективности оно проводится на разных объектах и в разных регионах. Недавно специалисты Главгосэкспертизы провели испытания на стройплощадке спортобъекта в Москве и при строительстве Международного медицинского кластера в Инновационном центре «Сколково». Предел огнестойкости металлоконструкций на последнем объекте составил 30 минут.

https://ru-bezh.ru/gossektor/news/24/08/09/spetsialisty-glavgosekspertizy-provodyat-normativnye-nablyudeniy

ООО "ДОН-Защита"

Фактический адрес:
344034, г. Ростов-на-Дону,
 улица Матросова, 35

Юридический адрес:
344034, Ростовская область,
г.о. город Ростов-на-Дону,
г. Ростов-на-Дону, ул. Портовая, зд. 33

Корпоративный номер телефона     8(951)821-04-61

don-zachita@mail.ru


Поиск