Недавно в Госдуму был внесен проект поправок к Закону о пожарной безопасности, которые призваны конкретизировать степень общественной опасности, возникающей в связи с нарушением норм пожарной безопасности, в зависимости от вида конкретных нарушенных правил (Проект федерального закона № 704041-8).
Авторами предложена следующая схема градации опасности:
угроза причинения вреда охраняемым законом ценностям в области ПБ | нарушение одного и (или) нескольких требований пожарной безопасности |
непосредственная угроза причинения вреда охраняемым законом ценностям в области ПБ | нарушение требований пожбезопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных с составом и функциональными характеристиками: - системы предотвращения пожара, - системы противопожарной защиты, за исключением декларации пожарной безопасности, обеспечением деятельности пожарных подразделений, направленной на тушение пожаров, спасение людей и имущества при пожарах, проведение аварийно-спасательных работ, - а равно нарушение правил противопожарного режима, которые обязывают совершать определенные действия |
угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в области ПБ | нарушение требований пожбезопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных с: - системами пожарной автоматики, - с эвакуационными путями и выходами, а также наличием на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, - с объемно-планировочными решениями в части ограничения распространения пожара, - а равно нарушение правил противопожарного режима, которые обязывают совершать определенные действия |
непосредственная угроза причинения вреда жизни и здоровью граждан в области ПБ | нарушение требований пожарной безопасности по одному и (или) нескольким видам нарушений, связанных: - с наличием и (или) работоспособностью систем пожарной автоматики, - с наличием, количеством, размером эвакуационных путей и выходов, их отделкой и освещенностью, - с беспрепятственным движением (перемещением) людей по эвакуационным путям и выходам, - а равно нарушение правил противопожарного режима, которые прямо запрещают определенные действия |
Необходимость введения четкой градации общественной опасности в зависимости от конкретного нарушения норм ПБ авторы объясняют тем, что правоприменителям без пожарного образования – например, сотрудникам прокуратуры, суду, – сложно оценить обоснованность заявок МЧС на проведение внеплановых проверочных мероприятий, а также назначать соразмерные нарушениям взыскания.
Отметим, что указанный вариант градации степени общественной опасности – это второй, скорректированный, вариант (всего несколькими днями ранее теми же авторами был внесен аналогичный законопроект № 700715-8 с немного иной системой градации).