Опубликованы «Доклады с обобщением правоприменительной практики и руководствами по соблюдению обязательных требований за 2023 год»
Раздел IV посвящен Федеральному государственному лицензионному контролю за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры и включает в себя:
-Доклад по правоприменительной практике
-Ответы на актуальные вопросы правоприменения законодательства в области федерального государственного лицензионного контроля за деятельностью по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, и деятельностью по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры
- Доклад с руководством по соблюдению обязательных требований.
В рамках реформы КНД МЧС России были обновлены основные законы и подзаконные нормативно-правовые акты в данной области.
В настоящее время применяемый риск-ориентированный подход при проведении надзорных мероприятий предусматривает индивидуальное категорирование каждого объекта, принимая во внимание его пожарно-технические характеристики и добросовестность лиц, использующих его. Соответствующее постановление Правительства Российской Федерации позволяет снизить необоснованную административную нагрузку на добросовестные объекты контроля. Правообладатели могут самостоятельно оценивать правомерность отнесения эксплуатируемых зданий и сооружений к соответствующей категории риска, тем самым участвуя в системе обеспечения пожарной безопасности.
В целях улучшения модели управления рисками в ходе осуществления федерального государственного пожарного надзора, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 14 сентября 2023 г. № 1502 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре».
В течение 2023 года проведено 39 579 плановых контрольных (надзорных) мероприятий (для сравнения, в аналогичном периоде предыдущего года – 31 859). В результате этих проверок надзорные органы выявили 362 333 нарушения требований пожарной безопасности (в 2022 году – 216 142 нарушения). Помимо этого, проведено 50 103 внеплановых контрольных мероприятий (в 2022 году – 44 868), по итогам которых было выявлено 128 965 нарушений (в 2022 году – 111 555).
В общем, за отчетный период по итогам плановых и внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий выявлено 491 298 нарушений требований пожарной безопасности (в 2022 году – 327 697 нарушений). Большую часть составляют нарушения, связанные с обеспечением безопасности людей – 253 577, ограничением распространения пожара – 86 424, возможными причинами возникновения пожара – 63 103, и созданием условий для успешного тушения пожара – 45 173.
Среди типичных нарушений, связанных с возможными причинами возникновения пожаров, отмечаются: использование неисправного или не сертифицированного электрооборудования; нарушение правил противопожарного режима при проведении пожароопасных работ; неосторожное обращение с огнем, в том числе при курении; нарушение правил эксплуатации систем отопления.
Основными нарушениями, касающимися обеспечения безопасности людей, являются: ненадлежащее содержание путей эвакуации и эвакуационных выходов; неисправное состояние и ненадлежащее техническое обслуживание автоматических систем обнаружения пожара и оповещения людей; ограничение работоспособности систем противопожарной защиты в период хозяйственной деятельности.
Среди типичных нарушений на объектах защиты, связанных с ограничением распространения пожара, отмечаются: отсутствие противопожарных дверей в дверных проемах пожароопасных помещений; несоответствие преград в пожароопасных помещениях требованиям по пределу огнестойкости; неисправность механизмов самозакрывания дверей в эвакуационных лестничных клетках и коридорах.