В последние годы всё больше внимания уделяется внедрению индикаторов риска нарушения обязательных требований в работу контрольных и надзорных органов. Это направление закреплено в Концепции совершенствования контрольной (надзорной) деятельности до 2026 года, согласно которой именно на основании индикаторов риска должно проводиться большинство внеплановых проверок, в том числе в области пожарной безопасности. Но что представляют собой эти индикаторы, как они работают и какое значение имеют на практике? Давайте разберёмся.
Что такое индикаторы риска?
Индикаторы риска — это не сами нарушения, а признаки, которые могут указывать на вероятность таких нарушений. Они помогают надзорным органам понять, что на объекте может быть небезопасно, и принять решение о внеплановой проверке.
Такие индикаторы предусмотрены частью 9 статьи 23 Федерального закона №?248-ФЗ. В законе указано, что если объект контроля соответствует или отклоняется от определённых параметров, это может говорить о риске и служить основанием для проверки. Эти параметры и называются индикаторами.
Индикаторы риска используют сотрудники Государственного пожарного надзора (ГПН). Они следят за тем, чтобы организации и учреждения соблюдали правила пожарной безопасности.
Почему это важно?
Основной акцент делается на профилактику и работу с потенциальными рисками. Если у контролёров появляются достоверные сведения о наличии индикатора риска, они могут инициировать внеплановую проверку — но только после согласования с прокуратурой.
По состоянию на 2025 год существует 9 индикаторов риска в сфере федерального государственного пожарного надзора, последний из которых был включен в январе 2025 года. Они утверждены приказом МЧС России от 7 июня 2021 года №?364 (в редакции от 26 ноября 2024 года №?1042). Каждый из индикаторов служит основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия.
Вот полный список:
- Привлечение к административной ответственности аттестованного эксперта за заведомо ложное заключение о соответствии объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Также — нарушение порядка оценки соответствия объекта защиты по результатам аудита, проведённого этим экспертом в течение 3 лет до привлечения к ответственности.
- Три и более ложных срабатывания систем противопожарной защиты в течение 30 дней на объекте, где могут одновременно находиться 50 и более человек (кроме жилых домов).
- Отсутствие сведений о расходах на пожарную безопасность в годовой финансовой отчётности государственных (муниципальных) учреждений за последние три года.
- Наличие информации о происшествии, связанном с аварийной работой электросети и/или электрооборудования на объекте надзора, которое не привело к пожару.
- Наличие информации о сбоях в работе систем противопожарной защиты во время пожара на объекте надзора.
- Информация о том, что в течение 30 дней до приостановки действия лицензии (по грубым нарушениям) на объекте проводились работы по монтажу, обслуживанию или ремонту противопожарных систем компанией или ИП, которые оказывали такие услуги. Исключение — если за этот период уже была плановая или внеплановая проверка этих систем.
- Наличие заключения независимой оценки пожарного риска с выводом о невыполнении требований пожарной безопасности и одновременное наличие расчёта по оценке риска, в котором указано, что индивидуальный пожарный риск не превышает норму. Документы должны быть поданы в течение одного года.
- Наличие заключения независимой оценки с выводом о выполнении требований, но при этом в расчёте по оценке риска указано, что индивидуальный пожарный риск превышает норму. Также оба документа поступили в течение одного года.
- Наличие информации о трёх и более случаях приостановки или прекращения действия сертификатов соответствия и/или деклараций на продукцию одного производителя на территории ЕАЭС (кроме России) за 180 дней. Продукция должна попадать под технический регламент ЕАЭС «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения» (ТР ЕАЭС 043/2017).
Что происходит после выявления индикатора?
Если у МЧС появляется информация о наличии хотя бы одного из этих индикаторов, то:
Составляется мотивированное представление о необходимости внеплановой проверки.
Информация направляется на согласование в прокуратуру.
После согласования инспектор может провести полноценную проверку объекта, включая все вопросы пожарной безопасности, а не только связанные с выявленным индикатором.
Если найдены нарушения — выдаётся предписание на их устранение, а виновные лица могут быть привлечены к административной ответственности.
Индикаторы риска — это инструмент предупреждения. Они позволяют органам надзора не ждать, пока случится пожар, а заранее выявлять потенциальные угрозы. Принцип здесь простой: лучше предупредить, чем тушить.
Если вы владелец или руководитель объекта, подлежащего надзору, важно понимать суть этих индикаторов. Это поможет вам не только избежать проверок, но и обеспечить реальную безопасность на объекте.