Как будет осуществляться пожарный надзор в режиме постоянного государственного контроля, а также обзор иных изменений ФГПН

Ранее на нашем портале была опубликована статья, в которой автор рассуждал о том, как может осуществляться федеральный государственный пожарный надзор в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее – ПГН). Однако на тот момент он руководствовался лишь изменениями в Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», которые не содержали никакой конкретики по этому вопросу.

Но прошло полгода и 19 апреля было официально опубликовано постановление Правительства РФ от 17.04.2024 № 485 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации». Этим нормативным правовым актом внесены изменения в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» (далее – Положение), в том числе касающиеся организации и осуществления ПГН. В данной статье рассмотрим все нововведения, связанные с реализацией этой абсолютно новой формы осуществления федерального государственного пожарного надзора.

Итак, начнем.

В первый пункт Положения добавлен абзац следующего содержания:

«На объектах, входящих в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектов, особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации, закрытых административно-территориальных образований, федеральных территорий, где создаются объектовые, специальные и воинские подразделения федеральной противопожарной службы (далее - объекты постоянного государственного надзора), федеральный государственный пожарный надзор осуществляется указанными подразделениями в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее - постоянный государственный надзор) в порядке согласно приложению № 1».

В целом все понятно, есть некий перечень объектов, на которых ФГПН будет осуществляться в режиме ПГН, в свободном доступе данный перечень отсутствует.

Далее в пп. г, п. 4 Положения исключены слова «специальные и воинские», а также добавлен подпункт «д» следующего содержания:

«д) структурные подразделения специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу деятельности которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора».

Этот подпункт неразрывно связан с дальнейшими изменениями, о которых расскажем ниже, но, забегая вперед, отметим, что в настоящее время функции главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений исполняют их руководители, тогда как после вступления в силу постановления Правительства РФ № 485 (27 апреля 2024 года) эти обязанности перейдут на руководителей соответствующих структурных подразделений (отделы федерального государственного пожарного надзора).

Соответственно, органом ГПН будут являться объектовые подразделения и соответствующие структурные подразделения специальных и воинских подразделений.

В этой связи изменены пп. «м» и «н» п. 10 Положения, которыми определены должности, обладающие полномочиями главных государственных инспекторов:

«м) главные государственные инспекторы объектовых подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники объектовых подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители;

н) главные государственные инспекторы специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместители - соответственно начальники структурных подразделений специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора, и их заместители».

Также дополнен подпункт «п» следующего содержания:

«п) государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору – сотрудники структурных подразделений отделов (отделений) и пожарно-спасательных частей объектовых, специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора».

Законодателем введена дополнительная категория государственных инспекторов особо важных и режимных объектов по пожарному надзору (далее – инспектора ОВРО), об их правах поговорим ниже, однако, можем сразу отметить, что указанные инспектора ОВРО обладают меньшими полномочиями, по сравнению с обычными государственными инспекторами и не имеют права составлять протоколы об административных правонарушениях, т.к. эти лица не включены в ст. 28.3 КоАП РФ, а также в приказ МЧС от 5 апреля 2012 г. № 176 «Об утверждении Перечня должностных лиц органов федерального государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», скорее всего эти вопросы останутся за обычными государственными инспекторами, которые также присутствуют на объектах из перечня.

В новой редакции изложены пункты 15-18 Положения, определяющие права различных государственных инспекторов, в целом они идентичны существующим либо незначительно скорректированы с учетом ПГН, отметим некоторые из них:

«Государственные инспекторы … имеют право:

з) принимать решения при осуществлении постоянного государственного надзора, а также при проведении и по результатам контрольных (надзорных) мероприятий;

и) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при осуществлении постоянного государственного надзора, а также при проведении и по результатам проведенных контрольных (надзорных) мероприятий;».

Исходя из приведенного текста можно сделать вывод, что государственные инспектора объектовых, специальных и воинских подразделений могут осуществлять ФГПН как в обычном режиме, так и в режиме ПГН.

Также указанным инспекторам добавлено право выдавать предписания:

«л) выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности».

Указанные должностные лица и ранее могли выдавать предписания в рамках осуществления надзора в соответствии со ст. 90 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», где предписание является одним из видов решений, принимаемых по результатам КНМ. Появление этого пункта скорее всего связано с особенностями осуществления ФГПН в отношении органов исполнительной власти при проверке полномочий по обеспечению пожарной безопасности, которые осуществляются в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Положение дополнено п. 18(1), определяющим права инспекторов ОВРО:

«18(1). Государственные инспекторы особо важных и режимных объектов по пожарному надзору в рамках своей компетенции в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

а) совершать контрольные (надзорные) действия при осуществлении постоянного государственного надзора;

б) привлекать к проведению контрольных (надзорных) действий экспертные организации, экспертов и специалистов, обладающих специальными знаниями и навыками, необходимыми для оказания содействия, в том числе при применении технических средств, осуществлении отбора, удостоверения и представления на экспертизу образцов;

в) запрашивать, получать и знакомиться со всеми документами, электронными базами данных, информационными системами контролируемых лиц в части, относящейся к предмету и объему контрольного (надзорного) действия, а также требовать представления письменных объяснений по фактам нарушений требований пожарной безопасности, выявленных при проведении контрольных (надзорных) действий, и документов для копирования, фото- и видеосъемки;

г) составлять акты по фактам непредставления или несвоевременного представления документов и материалов, запрошенных при проведении контрольного (надзорного) действия, невозможности провести опрос должностных лиц и (или) работников, ограничения доступа на объект надзора либо в его отдельные помещения, воспрепятствования иным мерам по осуществлению контрольных (надзорных) действий;

д) обращаться в соответствии с Федеральным законом "О полиции" за содействием к органам полиции в случаях, если инспектору оказывается противодействие или угрожает опасность;

е) принимать решения при осуществлении постоянного государственного надзора;

ж) рассматривать вопросы, связанные с исполнением решений при осуществлении постоянного государственного надзора;

з) осуществлять профилактические мероприятия в форме информирования, объявления предостережения, консультирования и профилактического визита».

Как видим, данная категория инспекторов не может осуществлять КНМ, а имеет лишь право совершать контрольные (надзорные) действия и проводить другие мероприятия только в рамках постоянного государственного надзора.

Подпунктом «д» п. 19 Положения установлено право главных государственных инспекторов специальных и воинских подразделений федеральной противопожарной службы по пожарному надзору и их заместителей утверждать график осуществления постоянного государственного надзора.

Пункт 41 Положения дополнен абзацем, указывающим, что в отношении объектов постоянного государственного надзора плановые контрольные (надзорные) мероприятия не проводятся.

Пункт 53 Положения дополнен следующим абзацем:

«Информирование о присвоенной категории риска объектам постоянного государственного надзора осуществляется с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите государственной тайны».

Таким образом, риск-ориентированный подход сохраняется и при осуществлении ФГПН в режиме ПГН.

Вот мы и подобрались к приложению № 1, которое будет добавлено сразу после основного текста Положения. Указанным приложением определен порядок осуществления федерального государственного пожарного надзора в режиме постоянного государственного контроля (надзора) (далее – Порядок).

Честно сказать, Порядок представлен довольно скудно и после его прочтения осталось множество вопросов из разряда «А как?», на которые пока что нет точных ответов.

Итак, Федеральный государственный пожарный надзор в режиме постоянного государственного контроля (надзора) осуществляется на основании графиков осуществления постоянного государственного надзора.

Указанные графики утверждаются главными государственными инспекторами соответствующих органов ГПН или их заместителями до 1 декабря года, предшествующего году осуществления постоянного государственного надзора, и доводятся до контролируемых лиц до 31 декабря года, предшествующего году осуществления постоянного государственного надзора.

Вопрос осуществления ПГН и разработки графиков на оставшуюся часть 2024 года на момент написания материала определен не был.

В графиках ПГН должны содержаться следующие сведения:

«а) наименование органа, уполномоченного на осуществление постоянного государственного надзора;

б) сведения о правообладателе, эксплуатирующем объекты постоянного государственного надзора (наименование и место нахождения юридического лица);

в) сведения о конкретных объектах постоянного государственного надзора, в отношении которых предусмотрено осуществление контрольных (надзорных) действий;

г) фамилии, имена, отчества (при наличии), должности лиц, уполномоченных на осуществление постоянного государственного надзора;

д) перечень осуществляемых контрольных (надзорных) действий в отношении объектов постоянного государственного надзора».

Сотрудникам, осуществляющим ФГПН в режиме ПГН доступны те же контрольные действия, что и при нормальном режиме ФГПН:

- осмотр;

- опрос;

- получение письменных объяснений;

- истребование документов;

- отбор проб (образцов);

- инструментальное обследование;

- испытание;

- экспертиза.

При этом выбор конкретных контрольных действий остается за органом ГПН, в зависимости от необходимости их проведения для оценки противопожарного состояния объекта.

По результатам контрольных действий при выявлении нарушений требований пожарной безопасности контролируемому лицу выдается предписание об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности и применяются меры по пресечению нарушений требований пожарной безопасности.

Пунктом 4 приложения № 1 к Положению установлено следующее:

«Установление постоянного государственного надзора в отношении объекта не исключает организацию и проведение в отношении такого объекта внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий».

Таким образом, проведение внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий также возможно для объектов из Перечня. Но вопрос как именно это будет организовано остается открытым.

Далее указывается на то, что при осуществлении ПГН возможно взаимодействие с контрольными органами, осуществляющими иные виды контроля, а также приводятся общие фразы о действиях должностных лиц, осуществляющих ПГН, при получении информации о нарушениях обязательных требований в области пожарной безопасности или иных нарушений, не относящихся к предмету ПГН, в этом случае соответствующая информация в течение трех рабочих дней направляется в контрольные органы по компетенции.

На этом все, иных положений, регулирующих порядок осуществления ФГПН в режиме ПГН Положением не установлено, вероятно, следует ожидать от МЧС какой-то дополнительный нормативный документ, более подробно определяющий организацию ПГН, но пока такого документа нет.

Незаметные, но важные изменения

В заключение, хотим отметить еще два на наш взгляд важных изменения, которые вносятся этим же постановлением Правительства РФ № 485, и на которые, возможно, мало кто обратит внимание.

Изменены значения критериев добросовестности для объектов общественного и жилого назначения по критерию «Наличие в отношении объекта действующего предписания органа государственного пожарного надзора, содержащего сведения об не устранённых нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции)» значение 8 изменено на 15 по всем видам объектов.

Аналогично, для объектов транспортной инфраструктуры, а также для производственных объектов и наружных установок по критерию «Наличие в отношении объекта (наружной установки) действующего предписания органа государственного пожарного надзора, содержащего сведения об неустраненных нарушениях установленных требований, предъявляемых к путям эвакуации, зонам безопасности для маломобильных групп населения, автоматическим системам противопожарной защиты (автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, система противодымной вентиляции)» значения 8 и 9 изменены на 15 по всем видам объектов.

Таким образом, если по результатам проведенных расчетов на объекте показатель тяжести потенциальных негативных последствий пожара находился близко к границе перехода на более высокую категорию риска, то после вступления изменений в силу категория риска таких объектов будет повышена. Простыми словами, неисполненные предписания подходящие под указанный критерий добросовестности, будут влиять на итоговую категорию риска объекта защиты в два раза сильней.

Кроме того, пунктом 2 изменений, утвержденных постановлением Правительства РФ № 485 установлено, что в пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2023 г. № 1502 «О внесении изменений в Положение о федеральном государственном пожарном надзоре» слово «января» заменить словом «апреля», тем самым перенесен срок вступления в силу с 1 января 2025 года на 1 апреля 2025 года изменений, касающихся порядка проведения расчетов категории риска объектов, а также дополнения нескольких новых критериев добросовестности в Положение, что также повлияет на итоговую категорию риска объектов надзора.

Вот такие изменения внесены в деятельность органов ФГПН. Как они будут реализованы на практике и насколько улучшат противопожарное состояние объектов надзора, покажет время.

Источник: https://propb.ru/articles/pozharnye-proverki/kak-budet-osushchestvlyatsya-pozharnyy-nadzor-v-rezhime-postoyannogo-gosudarstvennogo-kontrolya-a-ta/
© Портал про пожарную безопасность propb.ru

Поиск